21 ноября 2024 года
Олег Мельниченко сообщил о планах по модернизации объектов образования в Пачелме и Каменке
21 ноября 2024 года
20 ноября 2024 года
Олег Мельниченко проинформировал о реализующихся в регионе инвестпроектах
Постановление от 29 октября 2014 г. по делу N А27-239/2014
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N А27-239/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Лошкомоевой В.А.
Финько О.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрация города Кемерово на решение от 14.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Филатов А.А.) и постановление от 11.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Нагишева О.Б., Терехина И.И.) по делу N А27-239/2014 по иску Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" (650092, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 56,А ИНН 4205081103, ОГРН 1054205030384) к администрации города Кемерово (650000, город Кемерово, проспект Советский, 54, ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) об обязании передать в федеральную собственность объекты недвижимого имущества.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово.
Суд
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" (далее - Учреждение) 13.01.2014 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к администрации города Кемерово (далее - Администрация) с иском, с учетом уточнения, об обязании передать в федеральную собственность расположенные в городе Кемерово объекты недвижимого имущества площадью 124,2 кв. м - по улице Ноградская, 6 и площадью 575,9 кв. м - по улице Ноградская, 8.
Требование Учреждения мотивировано уклонением органа местного самоуправления от безвозмездной передачи спорных нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - Теруправление), Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее - КУМИ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.04.2014 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что при разграничении государственной собственности спорные нежилые помещения подлежали отнесению к федеральной собственности.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителей об отнесении спорного имущества к муниципальному уровню и отсутствии волеизъявления муниципалитета на передачу имущества, а также необоснованном отказе в применении срока исковой давности.
В кассационной жалобе КУМИ просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суд неправомерно применил приложение N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), и отнес спорные помещения к федеральной собственности на момент разграничения собственности в Российской Федерации в 1991 году, поскольку истец в этот период не занимал спорные помещения.
По утверждению заявителя, в нарушение требований части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 и пунктов 12, 13 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обжалуемые судебные акты не содержат мотивов, по которым данные доводы были отклонены.
Вывод суда о том, что спорными объектами недвижимого имущества с 1992 по 2005 годы Учреждение владело на праве аренды по договорам с арендодателями АО "Кузбассэнерго", затем КУМИ, по мнению заявителя, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Также заявитель считает нарушенными его процессуальные права, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 41, пунктом 4 статьи 44, статьей 81 АПК РФ, в связи с приобщением к материалам дела новых доказательств судом апелляционной инстанции.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), заявитель указывает, что перераспределения новых полномочий между публично-правовыми образованиями не произошло, поэтому передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в данном случае незаконна.
Как полагает заявитель, предоставление объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование организациям федерального подчинения является нарушением действующего бюджетного законодательства Российской Федерации; ссылка судов на письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 19.06.2008 N 8150-АЛ/Д08 необоснованна, поскольку это письмо не носит нормативного характера.
Учреждение в отзыве отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе КУМИ. Истец подтвердил правильность выводов судов об оценке отнесения спорных нежилых помещений к федеральной собственности при разграничении государственной собственности.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.06.1991 N 228 санитарно-эпидемиологическая служб области была реорганизована путем создания на базе санитарно-эпидемиологических станций областного, городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.2005 N 5 "О проведении реорганизации центров госсанэпиднадзора" в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, приказано создать 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии.
Ранее спорные помещения занимали санитарно-эпидемиологическая станция (далее - СЭС), Центр гигиены и эпидемиологии.
Впоследствии отношения по пользованию Учреждением указанными помещениями были оформлены заключенными с КУМИ договорами безвозмездного пользования (ссуды) объектами муниципального нежилого фонда города Кемерово от 15.09.2005 N 655 и N 656.
Учреждение, ссылаясь на Постановление N 3020-1, Закон N 131-ФЗ, Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), в обоснование требования о безвозмездной передаче спорных помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность сослалось на продолжительное владение и использование их для осуществления функций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При анализе представленных доказательств суд первой инстанции установил, что нежилые помещения площадью 126 кв. м по Ноградской, 6 и нежилые помещения площадью 625 кв. м по Ноградской, 8 в городе Кемерово использовались истцом длительный период времени для осуществления соответствующих полномочий в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Учреждение отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 N 27.
Исходя из положений Постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 5 части 2 приложения N 1 Постановления N 3020-1 предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений отнесены к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ определены критерии отнесения имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно абзацам двенадцатому и четырнадцатому части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильные выводы об отнесении имущества Учреждения в силу прямого указания закона исключительно к федеральной собственности и распространении на него положений Закона N 131-ФЗ и Закона N 122-ФЗ.
Правильно применив к спорным правоотношениям перечисленные нормы материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции на законном основании удовлетворил иск об обязании Администрации передать нежилые помещения в федеральную собственность.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведенные заявителями в кассационной жалобе доводы о несогласии с судебной оценкой доказательств невозможности отнесения спорного имущества к федеральной собственности противоречат установленным обстоятельствам дела и не указывают на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права при разрешении данного спора.
Исходя из особенностей рассмотрения кассационного производства (глава 35 АПК РФ), приложенные заявителем к кассационной жалобе дополнительные доказательства не могут быть приняты во внимание и подлежат возврату.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 11.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-239/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрация города Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МЕЛИХОВ
Судьи
В.А.ЛОШКОМОЕВА
О.И.ФИНЬКО