21 ноября 2024 года
Олег Мельниченко сообщил о планах по модернизации объектов образования в Пачелме и Каменке
21 ноября 2024 года
20 ноября 2024 года
Олег Мельниченко проинформировал о реализующихся в регионе инвестпроектах
Постановление от 31 октября 2014 г. по делу N А70-13955/2013
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. по делу N А70-13955/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2014 (судья Коряковцева О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П. Солодкевич Ю.М.) по делу N А70-13955/2013 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) о признании недействительными распоряжений.
Другие лица, участвующие в деле: Тюменское региональное управление общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт", Департамент лесного комплекса Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тюменской области - Шевалева Н.С. по доверенности от 26.08.2014 N 91/01-Д;
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Бондаренко И.Г. по доверенности от 26.08.2014 N 113;
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" - Рахимова Э.М. по доверенности от 01.04.2014;
от администрации Тюменского муниципального района - Орлова А.Ш. по доверенности от 10.04.2014 N 70.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Теруправление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительными распоряжений от 17.11.2006 N 2097, от 01.12.2006 N 2209, от 23.04.2007 N 618.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент), Тюменское региональное управление общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее - общество).
Решением суда от 22.04.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Теруправление Росимущества в поданной кассационной жалобе, ссылаясь не неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых распоряжений администрации.
Департамент в представленном отзыве поддержал позицию Теруправления Росимущества, выразив согласие с доводами кассационной жалобы.
Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы как несостоятельные, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Теруправления Росимущества повторил доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества и администрации высказались против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По материалам дела судами установлены следующие обстоятельства.
Распоряжениями администрации от 17.11.2006 N 2097 и от 01.12.2006 N 2209 обществу предварительно согласовано место размещения автозаправочного комплекса в Тюменской области, Тюменском районе, 20 км Ялуторовского тракта, Боровское лесничество, квартал N 19, выдел 12, и утвержден проект границ земельного участка площадью 5 000 кв. м для строительства автозаправочного комплекса по указанного адресу, категория земель - земли поселений.
В последующем распоряжением администрации от 23.04.2007 N 618 обществу предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 72:17:0201013:0271, площадью 5 000 кв. м, для строительства автозаправочного комплекса по указанному адресу.
Во исполнение указанного распоряжения между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка от 15.09.2007, который неоднократно продлялся дополнительными соглашениями.
Общество 23.09.2013 обратилось в Теруправление Росимущества с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду на три года для размещения автозаправочного комплекса.
Департамент письмом, направленным Теруправлению Росимущества 02.12.2013 в ответ на соответствующее обращение, сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0201013:0271 расположен на землях лесного фонда в защитных лесах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации в границах лесного квартал N 19 выделах 10, 15, 32, 34 Боровского участкового лесничества Тюменского лесничества Тюменской области; площадь наложения вышеуказанного земельного участка на земли лесного фонда составляет 0,5 га, приложив карту-схему Тюменского лесничества Боровского участкового лесничества квартал 19 выделы 10, 15, 32, 34.
Согласно имеющейся в Теруправлении Росимущества информации, изложенной в письме департамента от 04.02.2010 N 07/0327-10, Боровское участковое лесничество кварталы 1-43 входит в земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:00 00 000:0039, общей площадью 98 476 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Считая, что действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда, Теруправление Росимущества обратилось в арбитражный суд заявлением о признании недействительными распоряжений администрации от 17.11.2006 N 2097, от 01.12.2006 N 2209 и от 23.04.2007 N 618.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемых распоряжений требованиям законодательства, признав неподтвержденным факт наложения земельного участка, предоставленного обществу, на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации. Кроме того суды установили, что Теруправлением Росимущества пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, на оспаривание распоряжений администрации.
Сформулированные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Частью 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (статья 83 Земельного кодекса РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного кодекса РФ).
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 является декларированной, сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2012 серии 72 НМ N 337531 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98 476 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз.
В свою очередь границы спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:0201013:0271, предоставленного обществу, определены на местности по результатам кадастровых работ, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 72:17:2312001:76, общей площадью 5 000 кв. м относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для строительства автозаправочного комплекса". Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в кадастровом паспорте отсутствуют.
Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Выводы судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 25.12.2012 серии 72 НМ N 337531, является ранее учтенным лесным участком, идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае, когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся, основаны на правильном применении норм пункта 1 статьи 4.3, пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 14 статьи 45, части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Суды, руководствуясь статьями 23, 67 Лесного кодекса РФ, пунктами 53, 55 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, обоснованно отклонили довод Теруправления Росимущества о допустимости такого доказательства как карты-схемы местоположения и границ лесного участка, указав, что в отсутствие проведения кадастрового учета карты-схемы не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения земельного участка, предоставленного обществу, на земли лесного фонда, поскольку границы лесных участков, не прошедших кадастровый учет, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства; проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.
Кроме того, материалами дела не подтверждается, что при формировании и постановке на кадастровой учет спорный земельный участок входил в состав лесного фонда.
Таким образом, установленные судами обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемых распоряжений администрации незаконными.
Суд первой инстанции на основании оценки представленных сторонами доказательств правильно установил, что предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок для оспаривания распоряжений администрации пропущен, поскольку о существовании оспариваемых распоряжений администрации и предполагаемом нарушении прав и интересов Российской Федерации Теруправление Росимущества должно было узнать не позднее 2010 года, в том числе из письма прокуратуры Тюменского района от 03.08.2009 N 504ж-209, по результатам рассмотрения дела N А70-200/2010.
Теруправление Росимущества обратилось в суд с соответствующими требованиями 02.12.2013, то есть за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и не принимаются во внимание судом кассационной инстанции в виду их несостоятельности.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования и надлежащей оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены.
По существу приведенные Теруправлением Росимущества в обоснование доводов аргументы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, а фактически направлены на иную оценку представленных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу N А70-13955/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА