Постановление от 5 ноября 2014 г. по делу N А45-22665/2013
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N А45-22665/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Бердска на решение от 27.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 12.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Полосин А.Л., Скачкова О.А.) по делу N А45-22665/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Киселевой Алины Алексеевны к администрации города Бердска (633010, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. М. Горького, 9, ОГРН 1025404731109, ИНН 5445113914) о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное унитарное предприятие "Комбинат бытовых услуг".
В заседании приняли участие представители:
от администрации города Бердска - Штылев А.Ю., по доверенности от 14.02.2014 N 15/01-21.
От индивидуального предпринимателя Киселевой Алины Алексеевны поступило заявление о возможности рассмотрения дела без участия ее представителя.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Киселева Алина Алексеевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Бердска Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с разрешенным использованием - для строительства объекта социально-бытового назначения по адресу: Новосибирская обл., г. Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь, площадью 1 193 кв. м с кадастровым номером 54:32:010045:1342; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Комбинат бытовых услуг".
Решением от 27.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказ незаконным, обязал администрацию заключить с предпринимателем договор аренды вышеуказанного земельного участка.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Администрация полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку площадь застройки будет уменьшена; на испрашиваемом земельном участке располагаются городские леса; строительство объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке невозможно ввиду наличия коммунальных сетей.
В судебном заседании представитель администрации поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что 14.05.2012 предприниматель обратилась в администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства по адресу: Новосибирская обл., г. Бердск, в районе ул. Красная Сибирь.
Письмом от 21.06.2012 администрация направила предпринимателю акт о выборе земельного участка с указанием необходимости согласования и подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
04.07.2012 в газете "Бердские новости" N 27 заинтересованное лицо уведомило население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта социально - бытового назначения с местоположением: Новосибирская обл., г. Бердск, в район ул. Красная Сибирь, 134 (далее - объект).
Постановлением администрации от 06.09.2012 N 4262 заявителю согласовано место размещения объекта и утвержден акт выбора земельного участка.
Данным постановлением предпринимателю предписано выполнить работы по установке границ земельного участка, его постановке на государственный кадастровый учет; после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка. Указанное постановление является основанием для предоставления земельного участка для строительства и действует в течение трех лет после его издания.
Постановлением администрации от 19.03.2013 N 1128 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:32:010045, площадью 1 193 кв. м с местоположением: Новосибирская обл., г. Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь с разрешенным использованием - для строительства объекта социально-бытового назначения.
Кроме того, постановлением от 19.03.2013 N 1128 установлено ограничение (сервитут) площадью 717 кв. м для эксплуатации коммуникаций на пользование земельным участком.
При постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет установлено, что граница образуемого земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 54:32:010045:52, в связи с чем предпринимателем 03.04.2013 получен исправленный вариант схемы от кадастрового инженера, и направлено заявление в администрацию для отмены постановления от 19.03.2013 N 1128, и издании нового.
12.04.2013 заинтересованным лицом принято постановление за N 1529, которым постановление от 19.03.2013 г. N 1128 отменено, утверждена новая схема расположения земельного участка ЗУ1 на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения площадью 1 193 кв. м согласно приложению; утверждено местоположение земельного участка ЗУ1, образуемого в результате перераспределения площадью 1 193 кв. м - Новосибирская обл., г. Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь; утверждено разрешенное использование земельного участка - для строительства объекта социально-бытового назначения, и установлен сервитут площадью 717 кв. м для эксплуатации коммуникаций на пользование земельным участком.
26.04.2013 земельный участок поставлен на кадастровый учет, получен кадастровый паспорт, и вновь образованному земельному участку был присвоен кадастровый номер 54:32:010045:1342 (далее - земельный участок).
08.11.2013 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.
Письмом от 20.11.2013 N 2887/01-01-18 заинтересованное лицо отказало в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что выявлены разночтения в площади ограничений, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 26.04.2013 и в утвержденном акте выбора, и наличием на земельном участке городских лесов г. Бердска.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в суд.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования, исходили из того, что предоставление земельного участка для строительства объекта не противоречит виду разрешенного использования данного земельного участка и в деле отсутствуют доказательства наличия зон рекреационного назначения.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Таким образом, в силу положений ЗК РФ разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии со статьями 1, 7 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом. В состав сведений государственного кадастра об объекте недвижимости включаются в том числе: кадастровый номер и дата его внесения, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка), категория земель, к которым отнесен земельный участок.
В соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем осуществлены все предусмотренные Законом о кадастре действия по установлению границ земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 3, 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагаются на орган, принявший ненормативный акт (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и следует из представленного кадастрового паспорта от 26.04.2013, что земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование "для строительства объекта социально-бытового назначения".
Согласно письму от 12.03.2014 N 0244-19/19-04/14, спорный земельный участок относится к территориальной зоне Ж-4 (зона средне-этажной жилой застройки 5-10 этажей), в которой возможно строительство объекта.
Заинтересованное лицо, в нарушение статьей 65, 200 АПК РФ, не представило в дело доказательств, что в составе испрашиваемого земельного участка имеются зоны рекреационного назначения.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно пришли к выводу о несоответствии отказа администрации требованиям закона и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Довод администрации о том, что необходим вынос тепловых сетей был предметом исследования и правомерно отклонен судами.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были всесторонне исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие кассатора с оценкой судами представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 12.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-22665/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН