20 декабря 2024 года
Николай Тихомиров обозначил приоритетные вопросы планирования работы Ассоциации в начале 2025 года
17 декабря 2024 года
Состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
17 декабря 2024 года
Распоряжение Правительства Пензенской обл. от 23.10.2014 N 561-рП
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. N 561-рП
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2016 И 2017 ГОДОВ
Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями) и постановлением Правительства Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об утверждении Порядка и сроков составления проекта бюджета Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
2. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов при формировании проекта бюджета Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы проведения единой государственной финансовой бюджетной и налоговой политики в Пензенской области.
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
А.Г.РЯБОВ
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 23 октября 2014 г. N 561-рП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработаны в соответствии со статьей 25 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (с последующими изменениями).
Бюджетная и налоговая политика Правительства Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов обеспечивает преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных целей и задач развития Пензенской области, установленных в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).
При подготовке проекта бюджета Пензенской области на 2015 - 2017 годы учтены сформулированные в 2013 году в Бюджетном послании Президента Российской Федерации требования к бюджетной политике на 2014 - 2016 годы.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная и налоговая политика Пензенской области в 2015 - 2017 годах будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Пензенской области;
- сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса;
- повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах;
- эффективное расходование бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;
- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, в том числе путем усиления стимулирующей роли межбюджетных отношений;
- создание стимулов для повышения качества управления государственными и муниципальными финансами;
- повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- реализацию принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами.
Основным инструментом достижения целей государственной политики Пензенской области в сфере управления общественными финансами станет государственная программа Пензенской области "Управление региональными финансами и государственным долгом Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 04.10.2013 N 747-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Управление региональными финансами и государственным долгом Пензенской области на 2014 - 2020 годы"" (с последующими изменениями).
Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Пензенской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов будет направлена на укрепление и развитие налогового потенциала, а также на увеличение доходов бюджетов с целью обеспечения их сбалансированности.
Определяющее влияние на налоговую политику нашего региона оказывают изменения федерального законодательства.
В июле текущего года были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части патентной системы налогообложения, которые вступают в силу с 1 января 2015 года. В соответствии с данными изменениями регионам предоставляется право определять размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве, места ведения предпринимательской деятельности, отменяется минимальное ограничение в размере 100 тыс. руб. для установления субъектами Российской Федерации потенциально возможного годового дохода.
Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2015 года в бюджеты субъектов Российской Федерации будет зачисляться государственная пошлина в размере 50% за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявлений в многофункциональный центр, в настоящее время данный вид госпошлины зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено увеличение на 2015 - 2016 годы ставок акцизов на спирт этиловый на 25,7% и 9,7%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива и вин) - 20% и 10%, вино - 12,5% и 11,1% и пиво - 11,1% и 5%. По акцизам на нефтепродукты в соответствии с указанным законом увеличение ставок составляет от 5,4% до 22,6%. При этом норматив распределения указанного доходного источника для Пензенской области в 2015 году снижается с 0,7319% до 0,7203%, в 2016 году увеличивается до 0,7918% (основание: Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (с последующими изменениями). В соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 283-ФЗ и проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов планируется увеличение норматива зачисления данного доходного источника в бюджеты субъектов Российской Федерации с 72 процентов до 100 процентов.
Однако в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона, в соответствии с которым предлагается существенное снижение ставок акцизов на нефтепродукты как от установленных вышеназванным федеральным законом на 2015 - 2016 годы (на 28,4% - 61,2%), так и от действующих в 2014 году (на 21,3% - 53,5%). Кроме того, в соответствии с данным законопроектом ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива и вин) предлагается сохранить в 2015 - 2016 годах на уровне 2014 года, а увеличить их только на 4,6% с 2017 года, на пиво и вино - сохранить в 2015 году на уровне 2014 года, а проиндексировать их с 2016 года лишь на 11,1% и 12,5%, с 2017 года - на 5% и 11,1%, то есть годом позже, чем предусмотрено вышеуказанным федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ введена новая глава Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой с 01.01.2015 налог на имущество физических лиц может исчисляться исходя из кадастровой стоимости. При этом субъекты Российской Федерации вправе установить до 20.11.2014 единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы по указанному налогу. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится. В качестве объектов налогообложения по данному налогу признается имущество (жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение), находящееся в собственности физических лиц. Предусмотрено сохранение предоставляемых физическим лицам налоговых льгот, а также уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры, 10 квадратных метров - комнаты, 50 квадратных метров - жилого дома, а также на один миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса (в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение). Кроме того, в первые четыре года предусмотрен переходный период, в течение которого будут применяться понижающие коэффициенты к сумме превышения вновь исчисленного налога по сравнению с суммой, исчисленной по действующему законодательству.
В связи с передачей на основании Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" значительной части полномочий по решению вопросов местного значения с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов готовятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие перераспределение между бюджетами указанных муниципальных образований имеющихся доходных источников.
Кроме того, в текущем году принимались меры по совершенствованию действующего законодательства Пензенской области, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение в регион новых налогоплательщиков, создание дополнительных рабочих мест и рост налоговых поступлений.
Так, в соответствии с Законом Пензенской области от 03.04.2014 N 2537-ЗПО "О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области" расширен перечень получателей инвестиционных налоговых льгот за счет крупных инвесторов, реализующих на территории Пензенской области стратегически значимые инвестиционные проекты, а также сельскохозяйственных организаций. На основании внесенных изменений заключены два инвестиционных соглашения с ООО "ПензаМолИнвест" и ООО "Азия Цемент", за период реализации которых планируется получить бюджетный эффект в виде дополнительных поступлений в консолидированный бюджет области налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций над суммой предоставляемых налоговых льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и налогу на прибыль организаций.
В целях развития бизнеса в области информационных технологий на основании Закона Пензенской области от 04.07.2014 N 2571-ЗПО "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области" предусмотрено снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Пензенской области, для организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, с 18% до 13,5%.
Кроме того, для достижения стабильного роста источников формирования дорожного фонда и финансового обеспечения дорожной деятельности по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования в 2014 году на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области внесен проект закона, предусматривающий индексацию ставок данного налога на уровень инфляции 2013 года к 2012 году - 6,2%.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, в 2013 году были внесены изменения в Закон Пензенской области от 27.11.2003 N 544-ЗПО "Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций", согласно которым указанный налог по объектам административного, торгового и коммерческого назначения с 1 января 2015 года должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости, отражающей более реальную стоимость данного имущества по сравнению с действующей, что позволит увеличить поступление налога в бюджет. В настоящее время проводится работа по определению критериев для объектов, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, а также по формированию перечня таких объектов.
Кроме того, основными целями налоговой политики в Пензенской области в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, направленными на увеличение доходов бюджетов, будут являться:
- повышение качества администрирования доходов бюджета области и местных бюджетов и уровня их собираемости;
- прирост налоговой базы за счет ее легализации, в том числе за счет легализации "теневой" заработной платы;
- повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе в результате активизации претензионно-исковой работы;
- совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления области и территориальных органов федеральных органов государственной власти;
- актуализация базы данных налоговых органов для начисления имущественных налогов, включение в нее неучтенных объектов налогообложения.
Основные направления бюджетной политики
В условиях роста социальной нагрузки на бюджет основной задачей бюджетной политики в области расходов является повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- повышения качества бюджетного планирования на основе государственных программ Пензенской области исходя из планируемых и достигаемых результатов;
- увязки государственных заданий на оказание государственных услуг с целями государственных программ, усиления контроля и ответственности за выполнение государственных заданий;
- концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;
- безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- повышения адресности мер социальной поддержки граждан на основе критерия нуждаемости;
- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях;
- внедрения системы эффективного контракта для руководителей органов исполнительной власти Пензенской области и руководителей государственных учреждений Пензенской области.
Особенности формирования отдельных направлений расходов
бюджета Пензенской области и приоритеты бюджетных расходов
Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в среднесрочной перспективе эти приоритеты будут сохранены. В первую очередь это:
- реализация мер по обеспечению доступности дошкольного образования;
- поддержка семей, имеющих детей;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Кроме того, на протяжении ряда лет приоритетными являются:
- реализация мер социальной поддержки населения;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов;
- финансирование программ занятости населения, поддержка приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса;
- реализация мер по обеспечению доступности транспортного обслуживания льготных категорий граждан, школьников, студентов.
В условиях недостаточности доходных источников расходы на повышение оплаты труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) организаций, указанных в майских указах, на 2015 год будут пересчитаны с индексацией в размере 3,5%. При корректировке указанных расходов будут учтены:
достигнутое значение средней заработной платы в Пензенской области в 2013 году и прогнозируемый Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области размер средней зарплаты в Пензенской области на 2014 год;
средняя численность работников соответствующей категории персонала в организациях социальной сферы государственной формы собственности по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2013 год;
проведение мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе экономики Пензенской области, сокращение неэффективных расходов бюджетных средств;
привлечение на эти цели средств за счет доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности Пензенской области.
Уровень оплаты труда в бюджетном секторе экономики Пензенской области будет зависеть от применения механизма нормативно-подушевого финансирования оказания государственных (муниципальных) услуг (в основном через выполнение государственного (муниципального) задания).
В 2015 - 2017 годах будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения ему стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказываемых им государственных (муниципальных) услуг.
Расходы на оплату труда работников органов государственной власти Пензенской области на 2015 год предусмотрены с сокращением на 10% к уровню 2014 года, что предусматривает проведение в Пензенской области мероприятий по оптимизации численности работников и расходов на их содержание.
В 2015 - 2017 годах будет сохранено безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по социальным выплатам отдельным категориям населения Пензенской области.
При этом одной из главных задач на ближайшую перспективу становится осуществление перехода к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся жителям Пензенской области. Для этого необходимо провести инвентаризацию социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Пензенской области, и внести в них соответствующие изменения.
В рамках дальнейшей реализации положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в целях оптимизации и повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере здравоохранения размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения Пензенской области на 2015 - 2017 годы будет определен с учетом проведенных в 2014 году мероприятий по корректировке числа неработающих застрахованных лиц.
В условиях сдерживания роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций планируется пересмотреть бюджетные ассигнования на оплату коммунальных услуг государственными (муниципальными) организациями Пензенской области. В основу их расчетов будут положены отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета Пензенской области за 2013 год и данные региональной тарифной комиссии Пензенской области о прогнозном уровне роста тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций на 2015 - 2017 годы.
На развитие сети региональных и местных автомобильных дорог будут направлены средства дорожного фонда Пензенской области и муниципальных дорожных фондов муниципальных образований, сформированные из реалистичных прогнозов поступлений по транспортному налогу и акцизам на нефтепродукты.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках государственной программы "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 26.09.2013 N 724-пП "Об утверждении государственной программы "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014 - 2020 годы"" (с последующими изменениями).
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень строительной готовности, а также объектов, строящихся с привлечением средств федерального бюджета.
На основании созданного на федеральном уровне единого регистра (сводного перечня) государственных и муниципальных услуг (работ) будут установлены стандарты оказания государственных услуг, обязательные для выполнения в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями.
С 2016 года необходимо осуществить переход к расчету нормативных затрат оказания государственных услуг с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.
Органам исполнительной власти Пензенской области необходимо провести в 2015 году работу по приведению существующих ведомственных перечней государственных услуг в соответствие с федеральными базовыми перечнями государственных услуг, а также по постепенному переходу на расчет групповых и единых затрат на оказание услуг государственными учреждениями области, по которым будет осуществляться формирование бюджетных расходов в бюджете Пензенской области.
Основным инструментом бюджетной политики, как и в 2014 году, будет являться программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Проект бюджета Пензенской области на 2015 - 2017 годы, как и бюджет на 2014 год, будет сформирован в программной классификации на основании 21-ой региональной программы, охватывающих все основные сферы (направления) деятельности органов государственной власти. К "непрограммным" расходам в проекте бюджета отнесены расходы на содержание отдельных органов государственной власти Пензенской области и отдельных государственных учреждений Пензенской области, на формирование резервного фонда Правительства Пензенской области, на исполнение судебных актов по искам к казне Пензенской области и на финансирование других непрограммных направлений деятельности органов государственной власти Пензенской области.
После утверждения бюджета Пензенской области на 2015 - 2017 годы государственные программы Пензенской области подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете на 2015 год и плановый период до 1 апреля 2015 года.
Политика в области формирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения на 2015 - 2017 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области".
Формирование межбюджетных отношений в среднесрочном периоде будет направлено на обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области средствами, необходимыми для эффективного исполнения возложенных на них полномочий.
В 2014 году федеральным законодательством существенно сокращен перечень вопросов местного значения поселений. Законом Пензенской области за сельскими поселениями будет закреплен ряд полномочий, отнесенных к компетенции муниципальных районов.
Реализация изменений федерального законодательства будет сопровождаться соответствующим перераспределением доходов, изменением порядков и методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом объем дотаций будет формироваться с учетом сохранения значений критериев выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований области соответствующих типов, утвержденных Законом Пензенской области от 24.12.2013 N 2488-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с последующими изменениями).
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности местных бюджетов в 2015 - 2017 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в бюджете Пензенской области на 2014 год.
В 2016 и 2017 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Пензенской области будет осуществлено с учетом резерва в объеме 20%.
В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Пензенской области будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Кроме того, политика в сфере межбюджетных отношений в 2015 - 2017 годах будет ориентирована на:
- полноценное вовлечение бюджетов поселений в систему межбюджетного регулирования в Пензенской области;
- повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов и повышение эффективности реализации приоритетов региональной бюджетной политики на местном уровне;
- мотивацию органов местного самоуправления Пензенской области к экономическому развитию и наращиванию налоговой базы;
- повышение финансовой дисциплины муниципальных образований Пензенской области, получателей межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области.
Для достижения поставленных целей в 2015 - 2017 годах будет проводиться совершенствование регионального законодательства в сфере межбюджетных отношений.
В 2014 году в бюджете Пензенской области значительно оптимизирован состав и объем субсидий, предоставляемых органам местного самоуправления Пензенской области в рамках государственных программ Пензенской области для решения вопросов местного значения, с учетом целевых показателей результативности предоставления субсидий.
Перечень расходных обязательств муниципальных образований Пензенской области, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Пензенской области, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения будут утверждены в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2012 N 536-пП "Об утверждении Порядка формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований Пензенской области, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Пензенской области, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений" (с последующими изменениями).
Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий Пензенской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления Пензенской области, будет производиться за счет субвенций из бюджета Пензенской области. Общий объем субвенций и их распределение между муниципальными образованиями будет утвержден законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Долговая политика
Государственный долг Пензенской области по состоянию на 1 августа 2014 года составил 18233,7 млн. руб., или 72% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений (25353,1 млн. руб.), и уменьшился по сравнению с началом текущего года на 390,4 млн. руб. Наибольший удельный вес в структуре долга - порядка 60% - занимают банковские кредиты. На долю бюджетных кредитов из федерального бюджета приходится, соответственно, 40% долга.
Проводимая Правительством Пензенской области бюджетная политика позволяет удерживать долговую нагрузку в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства. С целью обеспечения финансирования дефицита бюджета Пензенской области и погашения действующих долговых обязательств необходимость привлечения государственных заимствований сохраняется. В этой связи расходы на обслуживание государственного долга Пензенской области в 2015 - 2017 годах остаются на высоком уровне.
Правительством Пензенской области проводится постоянная работа по снижению стоимости привлекаемых кредитных ресурсов. В частности, осуществляется досрочное погашение банковских кредитов, снижение процентных ставок по ранее привлеченным кредитам и замещение более дорогостоящих коммерческих кредитов заимствованиями с меньшей процентной ставкой.
Сокращению уровня долговой нагрузки бюджета области и расходов на обслуживание государственного долга будет способствовать замещение коммерческих кредитов бюджетным кредитом из федерального бюджета, в качестве условий предоставления которого будут использоваться дополнительные требования к ограничению наращивания рыночных заимствований, оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов.
В целях снижения долговой нагрузки на бюджет Пензенской области разработан План мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на 2013 - 2016 годы, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 21.01.2013 N 17-пП "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Пензенской области на 2013 - 2016 годы и плана мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на 2013 - 2016 годы", в результате реализации которого планируется сокращение к началу 2017 года объема государственного долга Пензенской области до уровня не более 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Реализация долговой политики в 2015 - 2017 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки, снижению расходов на обслуживание государственного долга и соблюдению показателей и индикаторов, установленных государственной программой Пензенской области "Управление региональными финансами и государственным долгом Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 04.10.2013 N 747-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Управление региональными финансами и государственным долгом Пензенской области на 2014 - 2020 годы"" (с последующими изменениями).
Совершенствование управления исполнением бюджета
Пензенской области
Управление исполнением бюджета Пензенской области в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности использования бюджетных средств, повышение качества управления средствами бюджета Пензенской области и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- исполнение бюджета Пензенской области на основе кассового плана;
- совершенствование управления ликвидностью бюджета Пензенской области в целях эффективного использования бюджетных средств;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
- планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
- совершенствование процедуры кассового исполнения бюджета Пензенской области, осуществляемого через лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Пензенской области и в Управлении федерального казначейства по Пензенской области;
- обеспечение контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
- осуществление контроля за соответствием планов закупок и планов-графиков закупок объемам финансового обеспечения, предусмотренным в расходах бюджета Пензенской области для их осуществления;
- совершенствование системы учета и отчетности в государственном секторе Пензенской области.
Политика в сфере финансового контроля
Целям реализации бюджетной политики Правительства Пензенской области будет способствовать дальнейшее развитие и совершенствование внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Пензенской области.
В связи с изменениями федерального законодательства Правительством Пензенской области в августе 2014 года утверждены Порядок осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета Пензенской области, главными администраторами доходов бюджета Пензенской области, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Пензенской области, а также формы представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. В ближайшее время будет принят Порядок осуществления контроля в сфере закупок.
Прорабатываются вопросы применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок. В этих целях утверждены перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.
Внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг, переход на программно-целевой принцип формирования бюджета требуют переориентации финансового контроля с проверок целевого использования средств на контроль за эффективностью их использования, анализ достигнутых результатов выполнения (показателей) государственных программ Пензенской области.
В этой связи будет усилена роль финансового контроля в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, анализа выполнения государственными учреждениями Пензенской области государственных заданий на предоставление государственных услуг (работ), а также достижения показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Деятельность Правительства Пензенской области в сфере финансового контроля в 2015 году и плановом периоде будет направлена на:
- усиление и дальнейшее совершенствование внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- повышение действенности и эффективности осуществляемого органами государственной власти Пензенской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, направленных на соблюдение процедур по формированию и исполнению бюджета, составлению бюджетной отчетности и ведению бюджетного учета министерствами и ведомствами Пензенской области и подведомственными им государственными учреждениями;
- дальнейшее развитие системы ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого органами государственной власти Пензенской области, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
- оказание методической помощи контрольным органам местного самоуправления Пензенской области в целях повышения качества и эффективности муниципального финансового контроля.