Новости

Полезные ссылки

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 декабря 2014 года

1. Разъяснен порядок определения площади зданий, помещений и заполнения технического плана.

2. В России будет проводиться мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности.

3. В рамках формирования единого информационного адресного пространства в России утверждены правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, а также требования к их структуре.

4. Для субъектов РФ разъяснены отдельные вопросы применения законодательства о закупках, в том числе в отношении детского питания.

5. По мнению Федеральной нотариальной палаты, сделки по передаче жилья, приобретенного с использованием средств материнского капитала, в собственность только детей нелегитимны.

6. Закреплен новый подход к установлению бюджетных ограничений на осуществление внешних заимствований субъектами РФ и муниципальными образованиями.

7. Росреестр дает разъяснения о кадастровом учете земельных участков, предназначенных для ведения личных подсобных хозяйств.

8. Уточнен порядок межведомственного электронного взаимодействия между органами государственной власти, иными органами и организациями.

9. С 2015 года будут увеличены объемы услуг, оказываемых с использованием сети передачи данных органов власти.

10. Разъяснен порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком при признании электронного аукциона несостоявшимся.

11. Правительством РФ установлены индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2015 год.

12. Минстроем России даны разъяснения об оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды.

13.Определены правила выдачи разрешения на использование государственных и муниципальных земельных участков без их предоставления и установления сервитута.

14. Подписан Федеральный закон, направленный на совершенствование порядка проведения сельскохозяйственной переписи.

1.Письмо> Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д23и-3277

"О рассмотрении обращения".

Сообщается, в частности, что сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия площади помещения, указанной в документах, и площади помещения, определенной с учетом требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения", оформляется раздел "Заключение кадастрового инженера" технического плана.

Таким образом, площадь нежилого помещения, здания определяется с учетом положений раздела II указанных Требований, площадь жилого помещения, жилого дома (в том числе многоквартирного дома) - раздела III Требований.

2. Постановление Правительства РФ от 29.10.2014 N 1115

"Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности"

Целями мониторинга являются:

- определение состояния жилищного фонда;

- систематизация и обобщение информации о жилищном фонде и отражение полученных данных в соответствующем докладе, размещаемом на официальном сайте Минстроя России;

- своевременное информирование региональных и федеральных органов власти об изменении состояния жилищного фонда.

Для осуществления мониторинга органы местного самоуправления ежегодно, до 1 февраля, представляют в уполномоченный региональный орган власти сведения, содержащиеся в электронных паспортах многоквартирных и жилых домов.

Орган государственного жилищного надзора ежегодно, до 1 февраля, представляет в уполномоченный региональный орган власти информацию, полученную им в результате осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, а также в результате взаимодействия с органами муниципального жилищного контроля.

Вышеуказанная информация представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Региональный уполномоченный орган власти ежегодно, до 1 марта, представляет результаты обобщения и систематизации вышеуказанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление мониторинга Правительством РФ.

Данный федеральный орган осуществляет обобщение и анализ информации, представляемой региональными органами, и готовит доклад о результатах анализа использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, содержащий в том числе предложения по разрешению выявленных проблем в сфере осуществления мониторинга.

Доклад представляется в Правительство РФ, а также размещается на официальном сайте Минстроя России.

3. Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221

"Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов"

Определено, в частности, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:

уникальность - один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;

обязательность - каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с установленными правилами;

легитимность - правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов РФ на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.

4. "Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания"

(утв. ФАС России)

Указано, в частности, что в соответствующие контракты запрещено включать условия, ограничивающие конкуренцию, в частности, искусственно ограничивающие число участников закупок. Разъяснено, какие конкретно условия могут включать в документацию организаторы закупок, а какие включать запрещено. Регулятором также указано на некоторые особенности проведения закупок, связанные со спецификой товара - детского питания, например, на запрет укрупнения лотов.

5. Письмо> ФНП от 07.02.2013 N 216/06-11

"О материнском капитале"

Федеральной нотариальной палатой разъяснено, что недвижимое имущество, приобретенное или построенное с использованием средств (или части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую долевую собственность родителей и всех несовершеннолетних детей.

Отмечено также, что целью установления материнского капитала является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, у которых имеются дети. В законе установлена императивная норма, что к членам семьи для целей Федерального закона о дополнительных мерах по государственной поддержке семей, имеющих детей, относятся только родители и их дети.

Таким образом, по мнению ФНП, легитимность сделок, результатом которых является передача жилья в собственность только детей, может быть поставлена под сомнение.

6. Федеральный закон от 24.11.2014 N 375-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений"

Соответствующее право поставлено в зависимость от доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме собственных доходов (в настоящее время в расчетах учитывается доля всех межбюджетных трансфертов).

Введено понятие субвенции федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ (это межбюджетные трансферты на выполнение переданных Российской Федерации полномочий субъекта РФ). Условия их предоставления определяются соответствующим соглашением.

Кроме того, в частности, сокращен базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда (при его определении будет применяться коэффициент 0,83 вместо ранее установленного 1,1). Бюджетные ассигнования на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности на 2015 год установлены в размере 21 833 356, 0 тыс. рублей (ранее - 91 152 356,0 тыс. рублей).

В отношении Республики Крым и Севастополя приостановлено действие положений пунктов 3 и 3.1 статьи 58 БК РФ, предусматривающих обязанность установления нормативов отчислений в местные бюджеты от уплаты НДФЛ и акцизов на нефтепродукты.

7. <Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 10.11.2014 N 10-3635-КЛ

"О направлении письма Росреестра"

В соответствии с Законом о личном подсобном хозяйстве, учет таких хозяйств ведется органами местного самоуправления в похозяйственных книгах.

Решение о внесении сведений в кадастр о ранее учтенном земельном участке принимается в том числе на основании заявления заинтересованного лица и выписки из похозяйственной книги.

Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут относиться либо к категории земель населенных пунктов (приусадебный участок), либо земель сельскохозяйственного назначения (полевой участок).

По мнению Росреестра, внесение органом местного самоуправления в выписку из похозяйственной книги сведений о категории земель соответствующего земельного участка возможно даже при отсутствии такой информации в самой похозяйственной книге.

Законодательством не предусмотрен отказ во внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке на основании отсутствия в представленных документах сведений о категории земель.

8. Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1222

"О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия"

Предусмотрено, в частности, что межведомственное электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и МФЦ осуществляется с использованием программных и технических средств, разрабатываемых в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными Минкомсвязи России, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (электронные сервисы) и (или) единого документированного способа с использованием технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (единый электронный сервис).

Межведомственное электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами осуществляется с использованием электронного сервиса до 1 января 2015 года и с использованием единого электронного сервиса и (или) электронных сервисов - с 1 января 2015 года.

При этом разработка электронных сервисов федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с 1 января 2015 года не допускается.

Кроме того, соответствующие уточнения внесены также в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697.

9. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1240

"О некоторых вопросах по обеспечению использования сети передачи данных органов власти"

Сеть передачи данных органов власти является элементом инфраструктуры взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и представляет собой совокупность сетей каналов передачи данных, предназначенную в том числе для передачи информации федеральными органами государственной власти.

Федеральные государственные органы вправе с 1 января 2015 года принять решение об использовании для осуществления своих функций данной сети передачи данных.

Органам, принявшим такое решение, услуги связи по передаче данных, предоставлению каналов связи и предоставлению доступа в Интернет оказываются с использованием сети передачи данных.

Порядок использования сети передачи данных будет утвержден Минкомсвязью России, по согласованию с Минфином России и ФСО России.

10. Письмо> Минэкономразвития России N 27687-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45189/14 от 10.11.2014

"О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам проведения электронного аукциона"

В случае признания электронного аукциона несостоявшимся контракт заключается при наличии согласования контрольного органа в сфере закупок. Для получения согласования заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) направляет письменное обращение в соответствующий орган (ФАС России, Рособоронзаказ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок).

Контрольным органом осуществляется рассмотрение обращения заказчика о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе на предмет соответствия проведенных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

В случае выявления признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании признания электронного аукциона несостоявшимся органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района или органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, направляют информацию об указанных признаках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, для проведения контрольных мероприятий.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд принимается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

11. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2014 N 2222-р

<Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов>

Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ. Согласно Жилищному кодексу РФ, повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

Индексы на 2015 год установлены дифференцированно на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря. При этом в первом периоде предусмотрено нулевое значение индекса.

Обновлены также предельно допустимые отклонения от величины таких индексов по отдельным муниципальным образованиям на период с 2015 до 2018 гг.

Ранее действующие предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям, которые были утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 718-р, признаны утратившими силу.

12. Минстроем России даны разъяснения об оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды

Минстрой России напоминает, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (МКД), в том числе коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Расход электроэнергии в местах общего пользования МКД включает в себя не только освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, чердаков, подвалов, электропитание домофона и прочее, но и технологические потери во внутридомовых электрических сетях.

Жильцы МКД оплачивают коммунальные услуги в соответствии с фактическим потреблением. Плата начисляется отдельно - за потребление внутри своего жилого помещения и за расходы на общедомовые нужды.

Размер платы за коммунальную услугу в МКД, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, или если прибор учета отсутствует - по нормативу потребления, которые утверждаются региональными органами власти.

Исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить показания в журнал учета, а также предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня возможность ознакомиться с такими сведениями, а также обеспечивать сохранность такой информации в течение не менее 3 лет.

Исполнитель также обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней письменную информацию о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов за запрашиваемые расчетные периоды.

Если расходы гражданина на оплату ЖКУ превышают максимально допустимую норму расходов в совокупном доходе семьи, он имеет право на получение субсидии на оплату ЖКУ от государства.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

13. Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244

"Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности"

Такое разрешение выдается на использование земель в следующих целях:

- проведение инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

- строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

- осуществление геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;

- сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к таким народам.

Заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом (либо представителем) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, с приложением документов, согласно установленному перечню.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение трех рабочих дней направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

14. Федеральный закон от 01.12.2014 N 411-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи"

Федеральным законом, в частности:

уточняется понятийный аппарат и терминология Федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи";

предусматривается передача органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления полномочий по проведению сельскохозяйственной переписи в части предоставления сведений для составления списков объектов сельскохозяйственной переписи, содействия в привлечении граждан к сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи;

определяется порядок финансирования расходов органов исполнительной власти субъектов РФ на осуществление ими переданных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению переписи за счет субвенций из федерального бюджета, контроля за их целевым использованием и расходованием;

устанавливается, что от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, полученной в результате Всероссийской сельскохозяйственной переписи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ее проведение.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2017 года.