ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 февраля 2015 года

1.Принят закон, направленный на повышение эффективности управления в области использования и охраны подземных вод и решение проблемы водозаборов.

2.Запланировано повышение уровня обустройства сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с твердым покрытием.

3. Определен порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» для отчета за январь-март 2015 года.

4.Определен порядок размещения на сайте www.bus.gov.ru базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.

5.Утвержден порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год.

6.Отдельные акты Президента РФ приведены в соответствие с законодательством в сфере госзакупок.

7.Запланировано повышение уровня обустройства сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с твердым покрытием.

8.Минстрою России предоставлены дополнительные полномочия.

9. Разъяснены особенности рассмотрения обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся.

10.Определены особенности приема и рассмотрения обращений граждан в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, по вопросам реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

11.Определен порядок размещения на сайте bus.gov.ru базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.

12. Разъяснены особенности применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

13.Утвержден порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год.

14.Обновлена процедура сообщения работодателем о заключении контракта с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы.

15.Определены критерии отнесения территорий субъектов РФ к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции.

16.Росимуществу предоставлены полномочия в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

17.При подаче заявления о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала сертификат предъявлять больше не требуется

1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом к участкам недр местного значения отнесены участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м в сутки.

Установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 куб. м в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Предусмотрено, что уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти будет утверждаться классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты).

К полномочиям органов государственной власти РФ в области водных отношений отнесено установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов.

Разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

Кроме того, законодательно закреплен порядок исправления технических ошибок в лицензии на пользование недрами.

2. Постановление Правительства РФ от 16.01.2015 № 17«О внесении изменений в федеральную целевую программу “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года”»

Так, еще одной задачей ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» будет повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Общий объем финансирования данной Программы снижен с 300,18 млрд руб. до 252,59 млрд руб.

Кроме того, уточнены:

- порядок предоставления и распределения субсидий субъектам РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

- порядок предоставления и распределения субсидий субъектам РФ на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;

- порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Также установлено, что объем субсидии, направляемый на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, устанавливается субъектом РФ в размере не менее 70 процентов общего объема субсидии, предусмотренного бюджету субъекта РФ на соответствующий финансовый год.

3. Приказ Росстата от 22.12.2014 № 719 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы”»

Утверждены также сроки ее подачи, разъяснены используемые термины.

Форма должна представляться в территориальный орган Росстата органами местного самоуправления, юридическими лицами (в том числе иностранными и находящимися в процессе банкротства)

любой организационно-правовой формы, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, ЖК, ЖСК, ТСЖ, и др.), оказывающими коммунальные услуги населению, бюджетофинансируемым организациям или осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей. Разъяснено, какие организации не будут предоставлять сведения по названной форме.

Указано, что форма предоставляется по месту нахождения юридического лица (или его обособленного подразделения, при наличии). Отдельно приведены указания по заполнению каждого из разделов.

Предусматривается, что новые указания будут введены в действие с отчета за январь-март 2015 года. Одновременно отменяется приказ Росстата от 31.01.2013 № 41 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) “Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы”».

4. Приказ Минфина России от 17.12.2014 № 152н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте в сети “Интернет” по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями)»

Размещение таких перечней осуществляется Казначейством России с использованием государственной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Перечни размещаются на сайте в течение одного рабочего дня с даты их направления соответствующими органами власти.

5. Решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол №11З «Об утверждении единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год»

Рекомендациями определено, в частности, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе обеспечения:

- зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

- повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Рекомендации также содержат:

- перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;

- порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;

- особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, искусства.

6. Указ Президента РФ от 20.01.2015 N 26 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".

Предусмотрено, что ФСБ России, МИД России, МЧС России, ФСКН России, ФСО России, Минобороны России, ФСВТС России, Спецстрой России, ФСТЭК России, ФСИН России, ФССП России, Россотрудничество, Управление делами Президента РФ, МВД России (его территориальные органы), Росфинмониторинг, ГФС России осуществляют закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Уточнено, что Главное управление специальных программ Президента РФ осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности, в том числе функции государственного заказчика при размещении заказа по государственному оборонному заказу, в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

7. Постановление Правительства РФ от 16.01.2015 N 17 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Так, еще одной задачей ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" будет повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Общий объем финансирования данной Программы снижен с 300179,8 млн. рублей до 252589,6 млн. рублей.

Кроме того, уточнены:

порядок предоставления и распределения субсидий субъектам РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

порядок предоставления и распределения субсидий субъектам РФ на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;

порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Также установлено, в частности, что объем субсидии, направляемый на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, устанавливается субъектом РФ в размере не менее 70 процентов общего объема субсидии, предусмотренного бюджету субъекта РФ на соответствующий финансовый год.

8. Постановление Правительства РФ от 17.01.2015 N 18 "О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"

С 1 марта 2015 года Минстрой России уполномочен принимать акт, устанавливающий срок для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно Земельному кодексу РФ в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.

9. Письмо> Минэкономразвития России N 658-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/1587/15 от 20.01.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся"

Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившие в силу с 31 декабря 2014 года (отдельные положения данного Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2015 года).

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе..." (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ) закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком, в том числе в случае признания несостоявшимся электронного аукциона. При этом согласования заключения контракта с единственным поставщиком с контрольным органом в сфере закупок не требуется. Необходимость такого согласования возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

Таким образом, обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся, по которым, по состоянию на 31 декабря 2014 года, решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком не принято, подлежат возврату в связи с отсутствием у ФАС России и иных контрольных органов в сфере закупок полномочий на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком в указанном случае. При этом такие контракты заключаются без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

10. Приказ Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 23.12.2014 N 35

"Об организации работы по приему и рассмотрению обращений граждан по реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда посредством "горячей линии" государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ"

Установлено, что прием устных обращений граждан осуществляется по телефонам "горячей линии", либо путем направления обращения в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" (АИС "Реформа ЖКХ") с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае обращение гражданина может быть опубликовано только в случае, если от него было получено согласие на такую публикацию.

Указано, что при наличии необходимости привлечения для дачи ответа органа исполнительной власти субъекта РФ обращение перенаправляется в соответствующий орган путем простановки статуса в автоматизированной информационной системе или направляется по почте в течение трех рабочих дней с момента регистрации. Копии ответов на обращения граждан, которые были опубликованы в АИС "Реформа ЖКХ", также размещаются в данной системе.

На обращения, поступившие с использованием иных способов, либо не связанные с реализацией региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, порядок не распространяется.

11. Приказ Минфина России от 17.12.2014 N 152н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)"

Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2015 N 35558.

Размещение таких перечней осуществляется Казначейством России с использованием государственной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Перечни размещаются на сайте в течение одного рабочего дня с даты их направления соответствующими органами власти.

12. <Письмо> ФАС России от 17.11.2014 N АЦ/46541/14

"О рассмотрении обращения"

Сообщается, что действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50 процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, если сумма их соответствующей выручки не превышает установленных значений суммы выручки, информация о которой размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (часть 2.1 статьи 1 данного Закона).

Если на официальном сайте не размещена информация об объеме соответствующей выручки, хозяйственное общество, претендующее на исключение из сферы регулирования названного Закона о закупках, не вправе ссылаться на часть 2.1 статьи 1 Закона о закупках, даже если объем выручки данного хозяйственного общества не превышает установленные Законом о закупках пороговые значения.

Порядок размещения на официальном сайте информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 Закона о закупках и требования к информации об объеме выручки, утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 494.

Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках (распространения на заказчика требований Закона о закупках) заказчики не разместили в установленном им порядке утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Таким образом, хозяйственные общества, не разместившие информацию об объеме соответствующей выручки в соответствии с требованиями части 2.1 статьи 1 Закона о закупках, обязаны при осуществлении закупок товаров, работ, услуг руководствоваться либо Законом о закупках и утвержденным и размещенным в соответствии с ним положением о закупке, либо Законом о контрактной системе.

Кроме того, сообщается об административной ответственности за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

13. "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11).

Рекомендациями определено, в частности, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе обеспечения:

зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Рекомендации также содержат:

перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;

порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;

особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, искусства.

14. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 29

"Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации"

Новые Правила утверждены в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" и устанавливают порядок сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными актами РФ, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем (уполномоченным лицом), подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Установлен перечень сведений и данных, которые должны содержаться в сообщении.

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 700.

15. Постановление Правительства РФ от 27.01.2015 N 51

"Об утверждении Правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям".

Такими критериями, в частности, являются:

- состояние почв сельскохозяйственных угодий, которые должны соответствовать одной или нескольким из характеристик, предусмотренных правилами (песчаные, тяжелоглинистые почвы, солончаки и другие);

- природные условия (наличие сельскохозяйственных угодий, расположенных на высоте свыше 600 м над уровнем моря и (или) на склонах крутизной более 15%);

- климатические условия (наличие территорий, подверженных сильным засухам и переувлажнению, характеризующихся показателями, рассчитанными на основании данных за период не менее 20 лет);

- социально-экономические факторы (интегральный показатель социально-экономического развития сельских территорий субъекта Федерации, определяемый путем ранжирования по следующим показателям: индекс (относительный прирост) численности сельского населения (за последние пять лет), отношение среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домохозяйств к региональной величине прожиточного минимума (за последний отчетный год), уровень безработицы в сельской местности (за последний отчетный год)).

В соответствии с правилами территория субъекта РФ относится к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

- 50 и более процентов сельскохозяйственных угодий (применительно к климатическим показателям - 50 и более процентов территории) соответствует одному или нескольким критериям (состояние почв, природные и климатические условия), а интегральный показатель социально-экономического развития сельских территорий субъекта РФ ниже среднероссийского значения;

- 80 и более процентов сельскохозяйственных угодий (применительно к климатическим показателям - 50 и более процентов территории) соответствует двум и более критериям (состояние почв, природные и климатические условия) независимо от значения интегрального показателя социально-экономического развития сельских территорий региона.

16. Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 N 59 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"

Установлено, что Росимущество:

распоряжается в установленном порядке земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", принято решение о целесообразности осуществления Росимуществом полномочий по распоряжению такими земельными участками; утверждает в случаях, предусмотренных законодательством, схемы расположения таких земельных участков на кадастровом плане территории;

направляет в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд "РЖС") поручения по распоряжению такими земельными участками.

В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Фонд "РЖС" вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о целесообразности осуществления Росимуществом полномочий по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

17. Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 N 77

"О признании утратившим силу подпункта "а" пункта 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

Соответствующая норма постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" была признана утратившей силу.

Ранее предъявление подлинника или дубликата сертификата было обязательным.