ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 марта 2015 года
1. К 2030 году предполагается стабилизировать численность сельского населения на уровне 35 млн. человек, а среднюю продолжительность жизни на уровне 74,1 лет.
2. Установлен порядок проведения Росстандартом ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
3. ФАС России изложила свою позицию по вопросу заключения госконтракта на технологическое присоединение к электросетям с единственным поставщиком.
4. Принимать решения об одобрении сделок с недвижимостью, находящейся в государственной собственности, будет Комиссия по развитию жилищного строительства.
5. Правительством уточнен перечень процедур в сфере жилищного строительства.
6. Правительство РФ уполномочено определять порядок приобретения продукции у сельхозпроизводителей в процессе проведения закупочных интервенций.
7. Минэкономразвития России установило требования к оформлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в том числе - в электронном виде.
8. При оказании государственной поддержки сельхозпроизводителям будет учитываться эффективность их сельскохозяйственной техники.
9. С 1 апреля 2015 года вступает в силу порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
10. Заказчикам разъясняется порядок направления сведений, включаемых в реестр контрактов, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
11. При проведении прокурорских проверок должны быть определены предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора о представлении необходимых документов, материалов, сведений.
12. Усовершенствована программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р
<Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года>
Правительством РФ одобрена стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.
Мероприятия, предусмотренные Стратегией, направлены на:
- развитие сельской экономики, роста занятости и доходов сельского населения;
- улучшения качества жизни сельского населения в целом;
- обеспечение сельской экономики квалифицированными кадрами и молодыми специалистами;
- поддержку и развитие сельской кооперации;
- развитие местного самоуправления.
Отдельное место в Стратегии посвящено вопросам сохранения и использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Отмечается необходимость осуществления дифференцированного подхода к развитию сельских территорий с учетом их многообразия.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Стратегией при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов.
План мероприятий по реализации утвержденной Стратегии должен быть разработан Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлен в Правительство РФ в 6-месячный срок.
2. Приказ Росстандарта от 24.12.2014 N 2086
"Об утверждении Регламента проведения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35858.
Предметом ведомственного контроля является соблюдение территориальными органами Росстандарта (в т.ч. их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок) российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Целями ведомственного контроля являются обеспечение правомерного, целевого, эффективного расходования бюджетных средств, контроль за их использованием заказчиками в соответствии с условиями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных проверок.
При проведении ведомственного контроля осуществляется, в частности, проверка:
- соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;
- соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок (с 1 января 2016 года);
- соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;
- правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
3. <Письмо> ФАС России от 03.02.2015 N АЦ/4119/15
"О разъяснении законодательства"
Сообщается, что закупка у единственного поставщика подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит. Особенности закупок у единственного поставщика регламентируются статьей 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электроэнергии.
Отмечается, что услуги по технологическому присоединению к электросетям сетевой организации являются неотъемлемым условием оказания услуг по передаче электроэнергии.
Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электроэнергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Заключение договора (государственного контракта) на технологическое присоединение к электросетям с единственным поставщиком регламентируется пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона "О контрактной системе..." (закупка у единственного поставщика товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях").
4. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 100
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Ранее такие решения принимались Фондом содействия развитию жилищного строительства.
Комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков теперь принимает решения о целесообразности или нецелесообразности совершения Фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) юридических и иных действий сделок в отношении земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Член комиссии, являющийся руководителем Фонда, не имеет право голоса по вопросу о целесообразности совершения таких сделок Фондом.
Кроме того, документом уточняется порядок включения в перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов.
5. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 94
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403"
В частности, в перечень добавлены принятие решений о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим 3 и более детей, о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ, и т.п.
Установлено, что форма реестра описаний процедур устанавливается Минстроем России. Уточнено, какие сведения должен содержать перечень описаний процедур.
6. Федеральный закон от 12.02.2015 N 11-ФЗ
"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Ранее в полномочия Правительства РФ в данной сфере входило только определение порядка реализации такой продукции.
7. Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762
"Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018.
Такой схемой определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать или изменить. Схема подготавливается на основе сведений ГКН об определенной территории (кадастрового плана территории). При ее подготовке учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации и иных документов.
В схеме приводятся проектная площадь образуемого земельного участка; список координат характерных точек границы участка в системе координат, применяемой при ведении ГКН; изображение границ образуемого участка и иная информация.
Подготовка схемы в электронном виде может осуществляться с использованием официального сайта Росреестра или с использованием иных технологических и программных средств.
Если подготовку схемы обеспечивает гражданин для образования участка, предоставляемого такому гражданину без проведения торгов, подготовка схемы может осуществляться по его выбору в бумажной или электронной форме.
Проектная площадь образуемого земельного участка вычисляется с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на сайте. Полученная при проведении кадастровых работ площадь образуемого земельного участка может превышать проектную площадь не более чем на десять процентов.
Схема в форме электронного документа формируется в виде XML-файлов, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде PDF-файла в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию. Схема заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа власти, утвердившего такую схему.
8. Федеральный закон от 12.02.2015 N 10-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Минсельхоз России уполномочен организовывать работы по определению функциональных характеристик и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования, результаты которых учитываются при оказании государственной поддержки.
Правительство РФ уполномочено определять:
- порядок организации таких работ;
- критерии определения функциональных характеристик и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования;
- перечень мероприятий, на которые государственная поддержка предоставляется с учетом результатов таких работ.
Информация о результатах таких работ подлежит размещению на сайте Минсельхоза России.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
9. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852
"Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2015 N 35994.
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
10. Письмо> Казначейства России от 16.02.2015 N 07-04-05/12-111
<О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиками и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов
Формирование заказчиком информации и документов, включаемых в Реестр контрактов, осуществляется с использованием системы "Электронный бюджет", доступ к которой осуществляется через портал budget.gov.ru после прохождения регистрации.
Документы, включаемые в реестр контрактов, должны быть сформированы в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы, либо могут быть направлены в Федеральное казначейство из информационной системы, используемой заказчиком в форме электронного документа.
Доступ к системе "Электронный бюджет" может в целях формирования документов и информации для включения в реестр контрактов обеспечиваться посредством следующих возможностей:
- при переходе по ссылке, расположенной в разделе "Бюджет/Расходы/Реестр контрактов и договоров, заключенных заказчиками" портала budget.gov.ru;
- при переходе по ссылке "Реестр контрактов" в личном кабинете заказчика на сайте zakupki.gov.ru.
Порядок работы с системой "Электронный бюджет" в части формирования и направления информации и документов, включаемых в реестр контрактов, представлен в "Руководстве пользователя Реестр контрактов и Реестр банковских гарантий", которое размещено в разделе "Документы/Руководства пользователя" общедоступной части сайта zakupki.gov.ru.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"
Заявители оспаривали отдельные нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а именно пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 21 и пункт 1 статьи 22, касающиеся:
обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проверке исполнения законов органами управления и руководителями НКО, в установленный срок;
положений о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и проверки проводятся на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором;
полномочий прокурора при осуществлении возложенных на него функций (требования представления необходимых документов, материалов и некоторых других).
Нарушения указанными нормами своих прав заявители усматривают в том, что эти положения не содержат точного перечня оснований для проведения органами прокуратуры проверок исполнения законов некоммерческими организациями, не устанавливают конкретный порядок, периодичность и сроки их проведения.
Своим Постановлением Конституционный Суд РФ, в частности, признал положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения НКО законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
Впредь до внесения поправок в законодательство разумность этих сроков будет подтверждаться либо опровергаться при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре, а проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
12. Постановление Правительства РФ от 21.02.2015 N 154
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проектного финансирования"
Внесены изменения в Постановление Правительства РФ "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования", а также в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в указанной Программе.
Уточнено, что государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" выполняет функции агента Правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым российскими юридическими лицами в целях реализации ими в России инвестиционных проектов на основе проектного финансирования (в том числе по вопросам ведения аналитического учета государственных гарантий РФ, предоставляемых по обязательствам юридических лиц, являющихся лицами, которым предоставляются кредиты в целях реализации инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе, а также по вопросам взыскания задолженности указанных лиц).
Изменениями, также в том числе:
скорректированы требования к размеру процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия в названной Программе;
уточнены критерии отбора инвестиционных проектов, порядок их отбора, порядок и условия предоставления гарантий, перечень документов, представляемых при проведении отбора инвестиционных проектов для участия в Программе;
установлены Правила предоставления в 2015 году государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования, регламентирован перечень документов, представляемых принципалом или кредитором.