ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 марта 2015 г. по делу N А46-5596/2014
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. по делу N А46-5596/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 (судья Голобородько Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-5596/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕБРЕС" (644033, Омская область, г. Омск, ул. Дачная 2-я, д. 1, кв. 24, ИНН 5501108445, ОГРН 1075501006030) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления и признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Мартыненко Ю.В.) в заседании участвовали представители: администрации города Омска Веселкова И.А. по доверенности от 08.09.2014, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска Гега Н.В. по доверенности от 13.11.2014, общества с ограниченной ответственностью "ЛЕБРЕС" Молоков А.В. по доверенности от 19.05.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЕБРЕС" (далее - ООО "ЛЕБРЕС", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент) от 17.12.2013 N 3429-р "О признании утратившим силу распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 15.10.2013 N 2669-р".
По данному заявлению Арбитражным судом Омской области возбуждено производство по делу N А46-5596/2014.
Также ООО "ЛЕБРЕС" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Омска (далее - администрация), выразившегося в непредставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1 114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корпус 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска; об обязании администрации в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1 114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корпус 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска в аренду на период строительства.
По данному заявлению Арбитражным судом Омской области возбуждено производство по делу N А46-5802/2014.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.06.2014 дела NN А46-5596/2014 и А46-5802/2014 объединены в одно производство, делу присвоен N А46-5596/2014.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 189, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, заявленные требования удовлетворены полностью.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ЛЕБРЕС" требований.
Заявитель считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, поскольку при их принятии судами были нарушены нормы материального и процессуального права; вынесены при несоответствии выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
По мнению администрации, исходя из смысла статей 30, 31 ЗК РФ можно сделать вывод о том, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, его последующего утверждения с одновременным принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, если имеются препятствия для предварительного согласования и выбора земельного участка.
Администрация указывает на неправомерность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и, соответственно, правомерности отмены такого решения после вступления в законную силу Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Заявитель отмечает, что в связи с несоблюдением процедуры предоставления спорного земельного участка для строительства обжалуемое распоряжение департамента было признано утратившим силу.
Администрация считает, что ею не было допущено неправомерного бездействия.
Представители администрации и департамента в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы администрации, просили отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "ЛЕБРЕС" 11.03.2013 обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости на земельном участке примерной площадью 2 000 кв. м в створе домов N 7 корпус 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска.
Распоряжением департамента от 15.10.2013 N 2669-р было предварительно согласовано место размещения магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корпус 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента от 01.07.2013 N 1350-р.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:9050 площадью 1 114 кв. м 25.11.2013 был поставлен на кадастровый учет.
ООО "ЛЕБРЕС" 02.12.2013 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1 114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корпус 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска.
Обществом был получен ответ мэра города Омска от 17.01.2014 N Исх-АГ/19-6178 о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен ввиду признания распоряжения департамента от 15.10.2013 N 2669-р утратившим силу распоряжением департамента от 17.12.2013 N 3429-р.
Полагая, что основания для признания распоряжения от 15.10.2013 N 2669-р утратившим силу отсутствовали, а бездействие администрации, выразившееся в непредставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050, является незаконным, ООО "ЛЕБРЕС" обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
По статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ, согласно которой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - Закон Омской области N 731-ОЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В связи с чем суд первой инстанции правильно посчитал, что выбор земельного участка по заявлению ООО "ЛЕБРЕС" от 11.03.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть не позднее 12.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно было быть принято не позднее 13.10.2013.
Фактически распоряжение N 2669-р "О предварительном согласовании места размещения объекта" было принято 15.10.2013.
Пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом принято Решение от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131), которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
Согласно Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
По пункту 35 статьи 2 Решения N 131, вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, магазинов товаров первой необходимости.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В Решении N 131 прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением общество обратилось к департаменту до вступления в законную силу Решения N 131.
Ссылка администрации в кассационной жалобе на Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655, согласно которому Решение N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Апелляционный суд правильно отметил, что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на указанное постановление, администрация не учла правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Апелляционная инстанция правомерно указала, что аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013.
Суд апелляционной инстанции правильно принял во внимание то, что в решении Арбитражного суда Омской области от 02.06.2014 по делу N А46-1716/2014, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, суд, признавая положения Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 ГК РФ, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 ЗК РФ, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92, также отметил, что с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом срок.
Более того, соблюдая данный срок, департамент должен был принять соответствующее решение до 13.10.2013, фактически принял 15.10.2013, то есть в любом случае до вступления в силу Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655, которое по основаниям, изложенным выше, не может иметь обратной силы.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, суд первой инстанции правомерно признал недействительным распоряжение департамента от 17.12.2013 N 3429-р "О признании утратившим силу распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 15.10.2013 N 2669-р", правильно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1 114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корпус 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска. В качестве восстановления нарушенных прав заявителя правомерно обязал администрацию принять решение о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1 114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корпус 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска в соответствии с пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А46-5596/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ