ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2015 г. по делу N А70-6776/2014
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А70-6776/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-6776/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Водопроводная, д. 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) об оспаривании постановления от 09.07.2013 N 1988.
Другие лица, участвующие в деле: Фуфаев Евгений Иванович, Департамент лесного комплекса Тюменской области.
В заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области Шевалева Н.С. по доверенности от 04.06.2014 N 91/01-Д.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) об оспаривании постановления от 09.07.2013 N 1988.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 7, 27, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьи 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статью 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Определениями суда от 27.06.2014, от 30.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гражданин Фуфаев Евгений Иванович и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Заявитель не согласен с выводами судов о том, что Территориальное управление не предоставило достаточных доказательств того, что участок, предоставленный администрацией, входит в состав земельного участка, являющегося федеральной собственностью и отнесен к лесным участкам.
Территориальное управление несогласно с доводами судов о том, что если границы Каменского сельского поселения, утвержденные законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263, не были оспорены в установленном порядке, то участок не является федеральной собственностью.
Заявитель отмечает, что согласно представленным документам спорный участок относится к землям лесного фонда. Порядок перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в данном случае не был соблюден. Следовательно, спорный земельный участок является федеральной собственностью и входит в состав земель лесного фонда.
Территориальное управление указывает, что администрация не является органом, уполномоченным распоряжаться землями лесного фонда, соответственно не наделена правом на распоряжение спорным земельным участком.
Заявитель считает, что постановление администрации от 09.07.2013 N 1988 подлежит признанию недействительным, как принятое за рамками полномочий и с нарушением норм законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Территориального управления в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 98 476 га, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, Тюменский лесхоз, кадастровый (или) условный номер 72:17:0000000:39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2012 72 НМ 337531.
В ходе проверки информации о возможном нарушении требований лесного законодательства департаментом был выявлен факт самовольного занятия лесного участка в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
Письмом от 20.11.2012 N 08/4577-12 департамент направил в адрес Территориального управления имеющиеся материалы по незаконному занятию лесных участков, находящихся в федеральной собственности для обеспечения защиты интересов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации от 09.07.2013 N 1988 гражданину Фуфаеву Е.И. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:382 площадью 1 993 кв. м под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, улица Луговая, д. 33.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:382 и расположенный на нем жилой дом было зарегистрировано Фуфаевым Е.И. в установленном законом порядке, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права 72 НМ 705854 от 23.10.2013 и 72 НМ 503518 от 14.05.2013.
Территориальное управление указало, что на основании обращения департамента Тюменским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:382 с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт, подготовлена карта-схема местоположения и границ лесного участка в выделах 6, 7, 8 (по лесоустройству 2011 года выдел 24, 25, 26) квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества. На основании указанной карты - схемы было установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:382 на земли лесного фонда в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
По мнению Территориального управления, квартал 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества входит в состав земель лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Территориальное управление, указывая, что администрация не имеет прав на распоряжение федеральной собственностью, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель на категории в зависимости от целевого назначения земель. В составе земель Российской Федерации выделяют земли населенных пунктов, а также земли лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Частью 7 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленной в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что по результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:17:08081002:382 (с точным определением границ такого участка) общей площадью 1 993 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов.
При этом каких-либо упоминаний о наложении земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 на лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:39, а также о том, что спорный земельный участок в какой-либо части относится к землям лесного фонда Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости не содержат.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 названного Федерального закона.
При этом границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с. Каменка (и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером 72:17:08081002:382), определены Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения".
Учитывая то, что действия по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 и действия по постановке его на кадастровый учет, как и Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" в части установления границ Каменского сельского поселения, в установленном законом порядке не оспорены, а значит, являются действительными, судебные инстанции правильно посчитали доказанным факт законного установления соответствующих границ спорного земельного участка и отнесения всей площади такого участка к землям населенных пунктов.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Следовательно, администрация правомерно, в пределах имеющихся у нее полномочий, вынесла постановление от 09.07.2013 N 1988, которым земельный участок с кадастровым номером 72:17:08081002:382 предоставила гражданину Фуфаеву Е.И. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки заявителя на представленные им карты-схемы, подтверждающие, по его мнению, факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, на основании следующего.
В соответствии со статьей 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Как следует из пункта 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов относится к числу материалов лесоустройства.
В соответствии с пунктом 53 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей.
Пунктом 55 Лесоустроительной инструкции также определено, что закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Таким образом, границы лесных участков определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом, в то время как кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений, в связи с чем, суд первой инстанции правильно отметил, что проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка. При этом подтверждение существования недвижимого имущества (лесного участка) с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (в том числе местоположение границ), в силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возможно только путем проведения государственного кадастрового учета такого имущества.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводом подателя апелляционной жалобы о том, что план участка лесного фонда и документ, содержащий описание такого участка, являются юридически действительными документами. Вместе с тем, первичное юридическое значение имеют именно сведения (в том числе о границах земельных участков), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что в отношении лесных участков, на которые указывает Территориальное управление, осуществлялись кадастровые работы.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
К таковым относится и лесной участок с условным кадастровым номером 72:17:0000000:39.
Согласно действовавшему на момент принятия оспариваемого постановления пункту 14 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что границы лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39 определены с учетом естественных рубежей, без осуществления в отношении таких участков кадастровых работ (а значит могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства), в то время как в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 проведены землеустроительные (межевые) и кадастровые работы, результаты которых являются точными и действительными, суд первой инстанции правомерно посчитал, что факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382, предоставленного гражданину Фуфаеву Е.И., на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, не доказан и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А70-6776/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ