ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 20 мая 2015 г. N 309-ЭС15-5370

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 мая 2015 г. N 309-ЭС15-5370

Судья Верховного Суда Российской Федерации Козлова О.А., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2014 по делу N А76-24490/2013, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2015 по тому же делу

по иску администрации города Челябинска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Челябинской области в лице Правительства Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о взыскании 1 703 850 рублей убытков,

в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: Министерство социальных отношений Челябинской области, Беляевский Дмитрий Валерьевич,

установил:

решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2014, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2015, исковое требование удовлетворено за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, в иске к Министерству финансов Челябинской области, Челябинской области в лице Правительства Челябинской области отказано.

В кассационной жалобе заявитель (Министерство финансов Российской Федерации) ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Судами установлено, что решением Ленинского районного суда города Челябинска от 06.04.2011 по делу N А2-757/2011 признано недействительным распоряжение главы администрации Ленинского района города Челябинска от 21.01.2010 N 19 "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Беляевской Валентине Константиновне в связи с выселением из аварийного жилого дома по улице Новороссийской г. Челябинска" в части предоставления жилого помещения с учетом Беляевского Д.В. Суд обязал администрацию предоставить Беляевскому Д.В. отдельное благоустроенное помещение общей площадью не менее 28 кв. м в черте города Челябинска, состоящего не менее чем из одной комнаты, соответствующее санитарным и технических требованиям, на условиях договора социального найма.

Беляевский Д.В. является инвалидом I группы по общему заболеванию, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.01.2005.

Во исполнение вышеназванного судебного акта Ленинского районного суда города Челябинска администрацией принято распоряжение от 26.12.2011 N 8153-к "О предоставлении жилого помещения", на основании которого Беляевскому Д.В. предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 40,5 кв. м, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 15-б, кв. 30.

Между администрацией Курчатовского района города Челябинска и Беляевским Д.В. заключен договор социального найма жилого помещения N 760.

Ссылаясь на то, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения являются для администрации убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и исходили из доказанности факта наличия у администрации убытков, обоснованности их расчета (размер убытков определен в размере стоимости утраченного имущества), а также из того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством; факт противоправности действий (бездействия) Российской Федерации, выразившихся в отказе исполнить обязанность по компенсации истцу затрат, связанных с передачей жилья инвалиду, установлен материалами дела; доказательств, свидетельствующих о том, что из федерального бюджета истцу выделены денежные средства в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер социальной поддержки, Минфином России не представлено.

Довод заявителя о том, что Беляевский Д.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возмещения расходов администрации за счет средств казны Российской Федерации, поскольку предоставление жилых помещений гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся, является полномочием органа местного самоуправления, отклоняется.

В части первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Доводы заявителя о недоказанности наличия у администрации убытков в заявленном размере были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм материального права судами не допущено.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не является основанием для пересмотра судебных актов в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Министерству финансов Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

О.А.КОЗЛОВА