20 декабря 2024 года
Николай Тихомиров обозначил приоритетные вопросы планирования работы Ассоциации в начале 2025 года
17 декабря 2024 года
Состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
17 декабря 2024 года
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 ноября 2015 года
1. Для ликвидации несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, органы местного самоуправления должны быть наделены соответствующими полномочиями.
2. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства будет оказывать услуги субъектам малого и среднего бизнеса через МФЦ.
3. В федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, должен быть утвержден порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
4. Утверждена Концепция перевода к 2020 году функций по обработке и хранению государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных.
5. Утверждены размеры федеральных субсидий субъектам РФ на поддержку региональных программ развития растениеводства.
6. Утверждены размеры федеральных субсидий субъектам РФ на поддержку региональных программ развития животноводства.
7. Создан механизм административно-правового принуждения, обеспечивающий реальное осуществление полномочий Счетной палаты РФ, финансово-контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований в области государственного аудита финансово-бюджетной сферы.
8. Установлен порядок проведения плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
9. Уточнены полномочия Минэкономразвития России в области регулирования земельных отношений.
10. Уточнен порядок назначения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
11. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, пользуются правом на личный прием в государственных органах, органах местного самоуправления в первоочередном порядке.
12. Скорректирована процедура осуществления межведомственного взаимодействия (в том числе в электронной форме) между органами государственного контроля (надзора), органами муниципального надзора при осуществлении проверок
13. Внесены уточнения в правила представления докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
14. С 1 января 2016 года вступают в силу правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
15. Подписано постановление, направленное на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П
"По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ"
Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку содержащееся в нем положение не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
При этом для федерального законодателя не исключается возможность конкретизировать организационно-правовой механизм обеспечения очистки земельных участков от загрязнения отходами применительно к участию в этих отношениях органов местного самоуправления. В частности, при определении компетенции муниципальных образований в области обращения с отходами не исключается возможность учета видовой принадлежности соответствующих отходов, в том числе как являющихся результатом жизнедеятельности местного сообщества.
2. Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 N 1078
"О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"
Также исключается возможность взимания МФЦ дополнительной платы за оформление документов и заявлений по формам, установленным российским законодательством, в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, Минэкономразвития России поручено утвердить примерную форму соглашения о взаимодействии, заключаемого корпорацией и МФЦ, уполномоченным на заключение соглашений о взаимодействии, а также на координацию и взаимодействие с другими МФЦ, находящимися на территории субъекта Федерации, и организациями, привлекаемыми к реализации функций МФЦ.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" рекомендовано в 5-месячный срок организовать работу по заключению соглашений о взаимодействии в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
3. Постановление Правительства РФ от 12.10.2015 N 1089
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10
Основой для указанного порядка послужит Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".
Аналогичный порядок рекомендовано разработать федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, Банку России и организациям, созданным Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
4. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2015 N 1995-р
<Об утверждении Концепции перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных>
Реализация концепции позволит:
- повысить эффективность деятельности пользователей системы центров обработки данных за счет обеспечения их надежной и производительной ИТ-инфраструктурой;
- усилить уровень защиты информационной безопасности государственных информационных систем и персональных данных граждан РФ;
- существенно повысить надежность и катастрофоустойчивость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- повысить эффективность расходов бюджетной системы на информационно-телекоммуникационные услуги в условиях их оптимизации;
- реализовать потенциал сокращения бюджетных затрат на основе централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2015 N 2078-р
<О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в области растениеводства>
Субсидии представляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов РФ, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ в области растениеводства.
Наибольший объем предусмотрен для Краснодарского края (243 млн. рублей), Амурской области (217 млн. рублей) и Ростовской области (166 млн. рублей).
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2015 N 2079-р
<О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства в области животноводства>
Субсидии представляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов РФ, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ в области животноводства.
Наибольший объем предусмотрен для Белгородской области (113 млн. рублей), Ростовской области (98 млн. рублей) и Воронежской области (68 млн. рублей).
Нераспределенный резерв составляет 102 млн. рублей.
7. Федеральный закон от 27.10.2015 N 291-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
В частности, устанавливается административная ответственность за неповиновение и невыполнение законных распоряжений или требований должностных лиц указанных органов, подведомственность рассмотрения дел о таких административных правонарушениях, а также определяются их полномочия, связанные с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях.
8. Постановление Правительства РФ от 22.10.2015 N 1132
"О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля"
Утверждены Правила проведения совместных плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Правилами, в частности, устанавливается, что проверки резидентов ТОР проводятся в виде совместных плановых проверок уполномоченными органами при всех видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". К исключаемым видам относятся: контроль за осуществлением иностранных инвестиций, госконтроль за экономической концентрацией, контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, налоговый контроль, валютный контроль, таможенный контроль, государственный портовый контроль, контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроль на финансовых рынках, банковский надзор, страховой надзор, надзор в национальной платежной системе, госконтроль за осуществлением клиринговой деятельности.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
9. Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 N 1146
"О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации"
Минэкономразвития России уполномочен утверждать:
- порядок создания геодезических сетей специального назначения;
- требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Кроме того, в полномочия Минэкономразвития России более не входит утверждение:
- порядка хранения и использования землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- формы предупреждения о допущенных земельных правонарушениях;
- порядка предоставления сведений об организации производственного земельного контроля в уполномоченный орган государственного земельного контроля;
- формы и содержания документа о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или объекте незавершенного строительства, представляемого органом кадастрового учета в государственные органы, определенные Правительством РФ;
- состав сведений, представляемых в орган кадастрового учета органами власти в соответствии с частью 1 статьи 46 закона о кадастре недвижимости, и порядок их представления;
- порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, и их оплаты.
10. Федеральный закон от 03.11.2015 N 302-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 10 и 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Установлено, в частности, что в случае досрочного прекращения их полномочий, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
11. Федеральный закон от 03.11.2015 N 305-ФЗ
"О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Закрепление за отдельными категориями граждан права на личный прием во внеочередном порядке руководителями и уполномоченными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления является мерой социальной поддержки и дополнительной гарантией реализации льготными категориями граждан конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
12. Федеральный закон от 03.11.2015 N 306-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Указано, в частности, что:
- запрещается требовать от проверяемого лица документы и (или) информацию, которые имеются в распоряжении проверяющих органов;
- допускается приостановление течения срока проведения проверки при необходимости получения документов посредством системы межведомственного информационного взаимодействия на срок, необходимый для его осуществления, но не более чем на десять рабочих дней;
- запрещается требовать у проверяемого лица информацию, которая находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;
- орган государственного (муниципального) контроля (надзора) обязан знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
13. Соответствующие изменения внесены в Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215, и в Правила подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 467.
Установлено, что доклады представляются в Минэкономразвития России до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление".
Кроме того, определено, что сведения, включенные в доклад, должны соответствовать данным:
содержащимся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
содержащимся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.
Также принято решение завершить эксплуатацию федеральных государственных информационных систем "Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов" и "Мониторинг лицензирования отдельных видов деятельности" до 1 декабря 2015 года.
14. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168
"Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требования к форме планов, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и порядок размещения их в единой информационной системе устанавливаются Правительством РФ.
План закупок формируется на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, региональных и муниципальных актов о местных бюджетах и бюджетах территориальных органов внебюджетных фондов.
Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на финансовый год и служат основанием для проведения закупок. Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок.
Планы и планы-графики размещаются в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня их утверждения или изменения.
15. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169
"О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга"
В целях реализации положений Федеральных законов "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утверждены:
порядок проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы;
порядок проведения оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям российского законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке;
порядок и сроки приостановки реализации таких планов по результатам оценки и мониторинга.
Постановление вступает в силу с 1 ноября 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2016 года.