ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 9 ноября 2015 г. N 58-КГ15-9
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2015 г. N 58-КГ15-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в судебном заседании 9 ноября 2015 г. гражданское дело по иску Дегтярева А.Г. к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании уведомления незаконным, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить его в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюка Д.А. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 декабря 2014 г., которыми исковые требования Дегтярева А.Г. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Дегтярев А.Г. обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" (далее - КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району"), Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании уведомления незаконным, признании права на получение меры социальной поддержки, о возложении обязанности включить его в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование предъявленных требований Дегтярев А.Г. указал, что он постоянно проживает с родителями в квартире по адресу: <...>, кв. <...>. Собственником этой квартиры является его мать Дегтярева Т.И.
Факт постоянного проживания Дегтярева А.Г. в указанной выше квартире установлен решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 19 июня 2014 г.
В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года дом N <...> по ул. <...> района <...> края попал в зону затопления.
Заключением межведомственной комиссии от 7 мая 2014 г. N 789 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению.
В июле 2014 года Дегтярева Т.И. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с заявлением о предоставлении ей в качестве меры социальной поддержки денежных средств на строительство или приобретение жилья, указав в качестве членов семьи своего супруга Дегтярева Г.А. и сына Дегтярева А.Г.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" от 21 июля 2014 г. N 9/1 Дегтяреву А.Г. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в связи с наличием другого жилья, пригодного для проживания.
Дегтярев А.Г. считает данный отказ незаконным, полагая, что он имеет право на такую меру социальной поддержки, как предоставление денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку является членом семьи собственника поврежденного жилого помещения и на момент обращения за получением меры социальной поддержки не имел в собственности другого жилья.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2014 г. исковые требования Дегтярева А.Г. удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" в удовлетворении заявления Дегтярева А.Г. на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения. За Дегтяревым А.Г. признано право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения. На КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края на каждого в пределах их полномочий возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда включить Дегтярева А.Г. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения. Решение обращено к немедленному исполнению
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 декабря 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Представителем Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюком Д.А. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Комсомольского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 декабря 2014 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 8 июля 2015 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 18 сентября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Судом при разрешении спора установлено, что в августе - сентябре 2013 года на территории Хабаровского края произошло наводнение и в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2013 г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" был введен режим чрезвычайной ситуации с 12 часов 00 минут 9 августа 2013 г.
В зоне затопления оказалось жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, собственником которого является мать истца Дегтярева Т.Н.
Заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления от 7 мая 2014 г. N 789 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 19 июня 2014 г. Дегтярев А.Г., как член семьи собственника, был признан постоянно проживающим в данном жилом помещении на дату введения режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
В июле 2014 г. Дегтярева Т.Н. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с заявлением о предоставлении в качестве меры социальной поддержки денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного, указав в качестве членов семьи своего супруга Дегтярева Г.А. и сына Дегтярева А.Г.
Судом также было установлено, что Дегтярев А.Г. <...> <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 9 июня 2012 г.).
Согласно договору купли-продажи от 24 июля 2013 г. Дегтярев А.Г. продал принадлежащую ему 1/2 доли в указанной квартире Кончаковой Т.С., которая зарегистрировала переход права собственности на приобретенную долю квартиры 22 августа 2013 г.
Уведомлением от 21 июля 2014 г. N 9/1 КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" сообщило, что Дегтяреву А.Г. в предоставлении мер социальной поддержки, установленных приложением N 16 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205, отказано в связи с прекращением 22 августа 2013 г. его права собственности на другое жилье, пригодное для проживания.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Дегтярева А.Г., суд первой инстанции и согласившийся с его выводами суд апелляционной инстанции руководствовались положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (с изменениями и дополнениями) и исходили из того, что Дегтярев А.Г. является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и, как следствие, имеющим право на основании подпункта 6.2.9 государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.
При этом судебные инстанции учитывали, что на день введения режима чрезвычайной ситуации (9 августа 2013 г.) Дегтярев А.Г. постоянно проживал в качестве члена семьи собственника жилого помещения в квартире, признанной непригодной для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имел иного жилья, пригодного для проживания, поскольку совершил сделку по отчуждению принадлежащей ему доли в квартире до введения режима чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судебных инстанций о наличии у Дегтярева А.Г. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления гражданам таких мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693).
Подпунктом "д" пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании положений Указа от 31 августа 2013 г. N 693 Правительством Хабаровского края 21 октября 2013 г. издано постановление N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр".
В соответствии с частью 1 названного постановления пункт 6.2 раздела 6 государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее - Программа) дополнен подпунктом 6.2.9 следующего содержания: "Предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, реализуется в форме:
- предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам;
- предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья;
- предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений".
Согласно подпункту 6.2.9 Программы ее мероприятия реализуются в том числе в соответствии с:
Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (приложение N 15 к Программе (далее - Порядок - приложение N 15 к Программе);
Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений (приложение N 16 к Программе (далее - Порядок - приложение N 16 к Программе).
Пунктом 1.2 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N 41-пр) предусмотрено, что право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи при одновременном соблюдении следующих условий:
- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;
- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно пункту 1.7 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановлений Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N 41-пр и от 31 декабря 2014 г. N 533-пр) под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 (2) Порядка - приложения N 16 к Программе мера поддержки не предоставляется гражданам, которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки, установленных Порядком, совершили действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания, после даты объявления чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 1.4 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. N 383-пр) факт проживания граждан, жилые помещение которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 1.5 Порядка - приложения N 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N 41-пр) установлено, что к членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств, а именно постоянное проживание в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации и отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поскольку Дегтяреву А.Г. исходя из указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на день объявления чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края 9 августа 2013 г. принадлежала на праве собственности 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <...> <...>, переход права собственности на которую зарегистрирован 22 августа 2013 г., у него не возникло право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья в соответствии с условиями, предусмотренными Порядком - приложением N 16 к Программе.
Выводы же судебных инстанций об обратном основаны на неправильном толковании подлежащих применению при разрешении данного спора норм Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.
Признание судебными инстанциями за Дегтяревым А.Г. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья противоречит правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности после чрезвычайной ситуации улучшить свои жилищные условия самостоятельно. Дегтярев А.Г., произведший возмездное отчуждение принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение, такой возможности не лишен.
Принимая решение об удовлетворении иска Дегтярева А.Г., суд первой инстанции сослался на то, что предъявленные им исковые требования связаны с социальными выплатами, обусловленными возникшей чрезвычайной ситуацией, и обратил принятое решение к немедленному исполнению.
Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Между тем в материалах дела отсутствует заявление Дегтярева А.Г. об обращении решения к немедленному исполнению со ссылкой на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение ему значительного ущерба или невозможность исполнения решения.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в содержащийся в статье 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у Комсомольского районного суда Хабаровского края не имелось.
С учетом изложенного решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 декабря 2014 г., оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Дегтярева А.Г.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 декабря 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дегтярева А.Г. к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании уведомления незаконным, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить его в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, отказать.