ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 декабя 2015 года.

1. Установлены правила мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Продлен срок действия запрета на согласование федеральными органами исполнительной власти сделок по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

3. Уточнены сроки осуществления строительных работ при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду на аукционе.

4. Предлагается порядок установления (пересмотра, отмены) предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

5. Обновлен порядок осуществления государственного земельного надзора.

6. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия - Президент РФ обратился с ежегодным посланием Федеральному Собранию.

7. Установлена административная ответственность за нарушения требований к порядку совершения сделок с государственным или муниципальным имуществом.

8. Уточнены некоторые полномочия органов местного самоуправления различных уровней в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования и культуры.

9. Определен порядок проведения мониторинга осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ оценки и мониторинга соответствия требованиям законодательства об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

10. Разъяснены некоторые критерии привлечения госслужащих к ответственности за коррупционные правонарушении.

11. Средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены семьями, имеющими детей-инвалидов, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество.

1. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193

"О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Указано, в частности, что мониторинг обеспечивается Минэкономразвития России и осуществляется на постоянной основе с использованием единой информационной системы в сфере закупок. Мониторинг осуществляется посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:

- о закупках (в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков закупок), содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок;

- поступающей в орган, обеспечивающий мониторинг, от федеральных органов исполнительной власти;

- содержащейся в письмах и обращениях, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юридических лиц, включая результаты общественного контроля за соблюдением требований российского законодательства и других нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

- о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся вопросов закупок;

- содержащейся в других открытых источниках.

Устанавливается, что сводный аналитический отчет, формируемый по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должен содержать в систематизированном виде информацию о закупках (в том числе о планировании и осуществлении закупок), результатах контроля в сфере закупок, об оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, о мерах по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

2. Постановление Правительства РФ от 07.11.2015 N 1207

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 234"

Действие указанного запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", продлено с 1 января 2016 до 1 января 2021 года.

Также скорректирован перечень случаев, на которые действие установленного запрета не распространяется.

3. Приказ Минстроя России от 01.09.2015 N 630/пр

"О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 137/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений"

Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2015 N 39592.

Установленные ранее сроки для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства зданий и сооружений дополнительно дифференцированы в зависимости от категории объекта капитального строительства.

4. Проект Постановления Правительства РФ "О правилах регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"

Разработанный ФАС России проект правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регламентирует порядок установления (пересмотра, отмены) предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных Основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством РФ.

Предусматривается, что предельные тарифы будут устанавливаться органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ) органом местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющим регулирование тарифов.

В случае принятия проекта тарифы будут утверждаться до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования. Тарифы будут вводиться в действие с начала очередного года на срок не менее года.

Проектом, кроме того, определены:

порядок направления регулируемой организацией предложения об установке тарифов;

порядок принятия решения об установке тарифов;

механизм корректировки установленных тарифов.

Проект находится на общественном обсуждении на портале regulation.gov.ru.

5. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486

"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора"

Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2015 N 39800.

Государственная функция осуществляется Росреестром и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарной и (или) выездной проверки, принятия предусмотренных мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.

Регламентом, в частности, определены:

права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора;

права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору;

сроки и порядок осуществления проверок;

порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц Росреестра.

В приложениях приведены сведения о территориальных органах Росреестра, исполняющих государственную функцию по осуществлению государственного земельного надзора.

Утратившим силу признается приказ Минэкономразвития России от 30.06.2011 N 318 "Об утверждении Административного регламента проведения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии проверок соблюдения земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями".

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015

"Послание Президента Российской Федерации"

Основные затронутые им темы - борьба с терроризмом и коррупцией, ситуация в российской экономике.

В качестве основных тезисов можно отметить следующее:

сила России - в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма;

раскрытию будет подлежать информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов, гражданского общества;

предлагается поддержать предложения Верховного Суда РФ о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние;

в рамках укрепления роли института присяжных заседателей предлагается расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Кроме того, предложено подумать о сокращении числа присяжных до пяти - семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений;

бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл надо начинать с четкой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе. Следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства;

предложено дать право Правительству РФ закупать на внеконкурсной основе до 30 процентов продукции, созданной в рамках специнвестпроектов и специнвестконтрактов. Но все остальное должно пойти на свободный, в том числе и на зарубежный, рынок, чтобы компании не теряли мотивацию, следили за качеством, стремились снижать издержки;

Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания;

предлагается изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю;

для обновления экономики следует активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних сбережений;

в рамках модернизации транспортной инфраструктуры будут развиваться мощные логистические центры, такие как Азово-Черноморский, Мурманский транспортные узлы, современные порты на Балтике, на Дальнем Востоке, укрепляться система межрегиональных авиаперевозок, в том числе в северных и арктических территориях;

программу материнского капитала предложено продлить еще как минимум на два года;

будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки НКО, работающих в малых городах и селах;

для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, будет установлен правовой статус "некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг", предоставлен ряд льгот и преференций.

7. Федеральный закон от 28.11.2015 N 344-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"

Предусмотрена административная ответственность должностных лиц, юридических лиц за нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным и муниципальным имуществом, которое влечет наложение штрафа в процентах цены совершенной сделки (при этом закреплено, что административный штраф может выражаться в величине, кратной цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки).

Кроме того, установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в Росимущество.

8. Федеральный закон от 28.11.2015 N 357-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В частности, установлено, что вопросы местного значения в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, за исключением тех случаев, когда законами субъектов РФ данные вопросы будут закреплены за сельскими поселениями.

Поскольку по сравнению с другими муниципальными образованиями сельские поселения являются наименее обеспеченными, указанные изменения позволят привести объем решаемых ими вопросов местного значения в соответствие с финансово-экономическими и организационно-кадровыми возможностями.

Также органы местного самоуправления городских округов наделены правом оказывать внутригородским районам содействие в размещении информации о деятельности их органов местного самоуправления.

9. Постановление Правительства РФ от 21.11.2015 N 1255

"О порядке проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями оценки соответствия и мониторинга соответствия, предусмотренных Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлена обязанность заказчиков на этапе планирования закупок определять объем закупок товаров, работ, услуг, в которых будут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Мониторинг будет проводиться на постоянной основе посредством сбора, обобщения и систематизации сведений, содержащихся в размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключениях и уведомлениях, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями по результатам осуществления оценки соответствия и мониторинга соответствия.

При проведении мониторинга корпорацией будет осуществляться оценка количественных показателей, характеризующих соблюдение конкретными и отдельными заказчиками, определенными Правительством РФ, требований законодательства РФ, предусматривающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

По результатам мониторинга корпорация будет формировать сводный отчет, являющийся основой для подготовки предложений по совершенствованию участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках. Указанный отчет будет размещаться не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, в структурированном виде в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановление вступит в силу с 1 июля 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2017 года.

В приложении к постановлению приведена форма отчета о результатах проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями оценки соответствия и мониторинга соответствия, предусмотренных Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

10. Письмо Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073

"О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения"

Сообщается, в частности, что ошибки в справке о доходах из-за допущенных государственным органом в выданных госслужащему документах неточностей не являются коррупционным проступком.

Также не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:

неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах в установленный срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

заполнение служащим справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в справке, либо когда заполнены разделы, графы справки, не подлежащие заполнению;

представление служащим в установленный срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии:

характер и тяжесть совершенного нарушения;

обстоятельства, при которых совершено нарушение;

соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

В приложениях к Письму приведены примерные перечни ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки (влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия), малозначительные проступки, несущественные проступки.

11. Федеральный закон от 28.11.2015 N 348-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию приобретения товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также перечень таких товаров и услуг будут устанавливаться Правительством РФ.

Подтверждением приобретения товаров для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов могут являться договор купли-продажи, товарный и кассовый чеки, а также акт о проверке наличия такого товара, составленный органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида.

Социальный работник, который в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" прикреплен к ребенку-инвалиду, может осуществлять проверку факта приобретения товара при плановом посещении ребенка.

Установлено, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели, не дожидаясь исполнения ребенку, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.