ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о муниципальном финансовом контроле 10.02.2017 г.

Прокуратурой района по поручению прокуратуры Пензенской области проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о муниципальном финансовом контроле в органах местного самоуправления Спасского района Пензенской области, в ходе которой установлено следующее.

Решением Комитета местного самоуправления Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области от 18.06.2013 № 292-69/5 утверждено Положение о ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области (далее по тексту - Положение).

Частью 2 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено, что на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Согласно ч. 3 вышеуказанной статьи Законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для должностных лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы.

Пунктом 5.1 Положения о ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области закреплено, что на должность председателя Ревизионной комиссии назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Таким образом, в Положении о ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области не конкретизируется, какой именно опыт работы требуется (продолжительность работы).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

В нарушение указанной нормы, п. 8.6 Положения данная обязанность контрольно-счетного органа фактически закреплена за Комитетом местного самоуправления. Так, настоящим Положением предусмотрено, что в целях информирования граждан о работе Ревизионной комиссии, а также для оказания воздействия на нарушителей финансовой дисциплины Ревизионная комиссия все акты проверок направляет в Комитет местного самоуправления. Комитет местного самоуправления по актам проверок Ревизионной комиссии принимает соответствующие решения.

Решением Комитета местного самоуправления Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области от 28.10.2014 № 19-3/6 (с последующим изменением) утвержден состав ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области.

Председателем ревизионной комиссии является Михалева Людмила Васильевна, работающая начальником ОПС с. Дубровки.

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в п. 5.3 Положения.

В нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства, на должность председателя ревизионной комиссии назначено лицо, осуществляющее трудовую деятельность в ОПС с. Дубровки.

При таких обстоятельствах состав ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области не соответствует требованиям законодательства.

Кроме того, ненадлежащая реализация принципа независимости контрольно-счетного органа муниципального образования проявляется также в отсутствии реальной финансовой автономности Ревизионной комиссии, поскольку денежные средства на финансовое обеспечение ее деятельности в бюджет муниципального образования Дубровский сельсовет Спасского района за 2016, 2017 год заложены не были, что противоречит требованиям статьи 20 Федерального закона N 6-ФЗ.

Фактически ревизионная комиссия Дубровского сельсовета Спасского района деятельность не осуществляет. Планы работы ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области на 2016, 2017 годы формальны и содержат только проведение проверок отчёта об исполнении бюджета и экспертизу проекта бюджета.

Таким образом, в план работы не включены организация и осуществление контроля за законностью использования средств местного бюджета; финансово-экономическая экспертиза проектов МПА в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования; проверка муниципальных программ, использование средств, предусмотренных муниципальной программой; проверка эффективности использования муниципальной собственности; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно­аналитических мероприятий и представление такой информации в КМС и главе Дубровского сельсовета.

Кроме того, в феврале 2016 год проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией Дубровского сельсовета не принимается достаточно мер для эффективного использования муниципального имущества и пополнения местного бюджета при использовании муниципального имущества - газопроводы, однако в ходе проведения проверок ревизионной комиссией нарушения выявлены не были.

Как следует из акта-заключения ревизионной комиссии о проведении проверки эффективности использования муниципальной собственности Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области от 14.10.2016, комиссия отметила, что фактов нецелевого использования муниципальной собственности не выявлено. Нарушений использования средств бюджета Дубровского сельсовета Спасского района Пензенской области не обнаружено.

Вместе с тем, акт-заключение не содержит сведений о том, какие объекты проверены, период проверки.

Данная проверка планом ревизионной комиссии Дубровского сельсовета Спасского района предусмотрена не была, что является нарушением ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 6-ФЗ.

Выше изложенные факты свидетельствуют о том, что проверки ревизионной комиссией не проводятся либо проводятся формально.

Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации №6-ФЗ, деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

В нарушение указанного требования законодательства, информация о деятельности ревизионной комиссии в сети Интернет не размещается.

Поскольку ревизионная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования, отсутствие надлежащего контроля со стороны ревизионной комиссии, нарушение независимости деятельности комиссии может привести к нецелевому и нерациональному использованию бюджетных средств, что является недопустимым.

Причинами допущенных нарушений законодательства явились отсутствие должного уровня антикоррупционной настороженности, недостаточные знание законодательства о противодействии коррупции и отсутствие должного контроля со стороны представительного органа местного самоуправления Дубровского сельсовета Спасского района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.

3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок.

О дне и времени рассмотрения настоящего представления письменно уведомить прокуратуру района.

 

Прокурор района

младший советник юстиции                                                 Н.Н. Кочнев