ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, 10.03.2017 г.
Прокуратурой Спасского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, в ходе которой в деятельности администрации Спасского района выявлены нарушения названного законодательства.
Проверкой установлено, что в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на территории Спасского района Пензенской области от 22.05.2012 № 2, между администрацией Спасского района Пензенской области (заказчик) и ООО «Спасское АТП» (перевозчик) 01.06.2012 заключен договор на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на территории Спасского района Пензенской области па внутримуниципальных маршрутах (далее - Договор на транспортное обслуживание населения).
Пунктом 1.2 Договора на транспортное обслуживание населения предусмотрено, что предметом настоящего договора является обеспечение качественного, безопасного, регулярного транспортного обслуживания населения автомобильным-Зранспортом на территории Спасского района Пензенской области по внутримуниципальным маршрутам в количестве 5 (пяти) ед., вместимостью 133 чел., с оборудованием транспортных средств, влияющих на качество транспортных перевозок пассажиров и багажа, предложенных Перевозчиком в качестве условия выполнения перевозок. Договор заключен на срок 5 лет.
Во исполнение Договора на транспортное обслуживание населения от 01.06.2012 г. администрацией Спасского района и ООО «Спасское АТП» 31.12.2015 заключен договор о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат, возникающих при перевозке пассажиров на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном (пригородном) сообщении на территории Спасского района Пензенской области, в соответствии с которым ОО «Спасское ЛТП» обязуется обеспечить транспортное обслуживание населения между поселениями в границах Спасского района, а администрация Спасского района возмещает затраты от перевозок пассажиров по маршрутам между поселениями Спасского района согласно расписанию движения автобусов.
Цена договора установлена в размере 315 000 рублей в период с 01.01.2016 по 31.07.2016.
В дальнейшем дополнительным соглашением № 1 от 01.08.2016 изменены сроки договора - с 01.08.2016 по 30.09.2016, и цена в размере 405 000 рублей.
Дополнительным соглашением № 2 от 01.10.2016, перевозчик обязуется обеспечить транспортное обслуживание населения с 01.10.2016 по 31.12.2016, установлена цена договора в размере 540 000 рублей.
Таким образом, из договора в окончательной редакции фактически следует, что ООО «Спасское АТП» должно осуществлять перевозки только с 01.10.2016 по 31.12.2016 и за этот период получить возмещение до 540000 рублей.
По условиям договора от 31.12.2015 ООО «Спасское АТП» осуществляет перевозки один день в неделю (вторник) по 10 маршрутам.
При анализе маршрутов движения установлено, что некоторые маршруты друг друга дублируют и в целях экономии денежных средств подлежат возможному объединению. Например, маршрут г. Спасск - с. Абашево и г. Спасск (ч/з с. Абашево), г. Спасск - с. Ахлебинино и г. Спасск - с. Монастырское (ч/з с. Ахлебинино) и др.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что, в нарушение п. 2.1 Договора, фактически движение по маршруту г. Спасск – с. Монастырское (через с. Ахлебинино) и г. Спасск - с. Ахлебинино в 2016 году у не осуществлялось. Фактически действуют три совмещенных маршрута:
1) г. Спасск - д. Белозерка (через с. Дерябкино и с. Шелдаис) г. Спасск - с. Свищево (через Абашево) - г. Спасск. Протяженность маршрута 184 км;
2) г. Спасск - с. Устье- г. Спасск - с. Липяги (через с. Кошелевка) - г. Спасск. Протяженность маршрута 96 км;
3) г. Спасск - с. Новозубово (через с. Баранчеевка и с. Рузаиово) - г. Спасск. Протяженность маршрута 180 км.
Движение по маршрутам в основном осуществляется двумя - тремя автобусами. Из-за совмещенности маршрутов время отправления автобусов с начального и конечного пункта не всегда совпадает.
Фактически даже при совмещенных маршрутах ООО «Спасским АТП» за 2016 год должно было совершить 1040 рейсов между поселениями. Согласно путевым листам за 2016 год, количество рейсов составило 814, что составляет 78%.
Так, например не осуществлялись рейсу по маршруту г. Спасск - с. Устье: 01.11.2016, 08.11.2016, 15.1 1.2016, 13.12.2016,20.12.2016, 27.12.2016.
Аналогичная ситуация сложилась в 2017 году - в январе 2017 года из 5 рейсов, что должны были быть на данном маршруте, рейс осуществлялся лишь 31.01.2017. В остальные дни 03.01.2017, 10.01.2017, 17.01.2017, рейсы не осуществлялись в связи с отсутствием водителя.
При этом заранее население не оповещалось о том, что рейсы осуществляться не будут.
Несмотря на то, что длительное время нарушаются сроки и даты выезда рейсов, население сельских пунктов Спасского района остается без транспортного обслуживания, администрацией Спасского района Пензенской области меры по исправлению ситуации не приняты. В январе 2017 года ситуация остается прежней.
Между тем, в соответствии со ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (часть 2 ст. 78 БК РФ).
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) па осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (часть 5 ст. 78 БК РФ).
В целях регламентации порядка возмещения ООО «Спасское АТП» убытков от перевозок пассажиров администрацией Спасского района вынесено постановление от 06.07.2016 № 365 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального района Спасский район Пензенской области по отрасли «Транспорт» в целях возмещения затрат, возникающих при перевозке пассажиров на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном (пригородном) сообщении на территории Спасского района Пензенской области».
Согласно п. 3.1 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального района Спасский район Пензенская область по отрасли «Транспорт», предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете муниципального района Спасский район Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктом 3.3. вышеуказанного порядка предусмотрено, что объем субсидий рассчитывается как разница между фактически произведенными 'обоснованными расходами от эксплуатационной деятельности в связи с предоставлением услуг по перевозке пассажиров на социально значимых муниципальных маршрутах в межмуниципальном (пригородном) сообщении и фактически полученными доходами от реализации проездных документов.
Пунктом 3.2. Порядка предусмотрено, что размер причитающейся суммы субсидии перевозчику определяется ежемесячно главным Распорядителем по фактическим объемам выполнения транспортной работы за месяц в пределах объемом средств, предусмотренных решением о бюджете муниципального района Спасский район на текущий финансовый год.
Однако в ходе проведения проверки установлено, что расчет суммы субсидии фактически производится ООО «Сцасское АТП» самостоятельно.
Сведения, указанные в отчетах администрацией Спасского района проверяются (отсутствуют документы, подтверждающие фактический размер дохода и расхода ООО «Спасское АТП» при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам), отчеты предоставляются нарастающим итогом, что исключает возможность проведения эффективной проверки законности использования бюджетных средств.
Более того, в ходе проведения прокурорской проверки выявлены факты завышения себестоимости затрат ООО «Спасское АТП» на перевозки между поселениями в общей сумме 910,9 тыс. рублей.
Расчетным путем общая сумма расходов на социально-значимых маршрутах регулярных перевозок между поселениями на территории Спасского района Пензенской области составляет 756,4 тыс. рублей.
В соответствии с п. 4.1 Порядка предоставления субсидий, администрация Спасского района Пензенской области и органы муниципального финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателем субсидий, условий, целей и порядка предоставления субсидий замечет средств бюджета муниципального района Спасский район Пензенской области. Данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны должностных лиц администрации Спасского района и их самоустранении от возложенных законом обязанностей по финансовому контролю.
Выявленные в ходе проверки нарушения непосредственно затрагивают права жителей Спасского района на безопасные условия перевозки, а также права муниципального образования Спасский район на эффективное и целевое расходование бюджетных средств.
Указанные выше нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации Спасского района своих должностных обязанностей, что, с учетом дефицита бюджета муниципального района, является основанием для привлечения виновных лиц к строгой дисциплинарной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»,
Предлагаю:
1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
2. Решить вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок.
О дне и времени рассмотрения настоящего представления письменно уведомить прокуратуру района.
Прокурор района
младший советник юстиции Н.Н. Кочнев