ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, 10.04.2017 г.
Прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в деятельности органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения сельского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);
- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЭ "О защите конкуренции";
- открытость процедур оказания поддержки.
Часть 1 статьи 18 вышеназванного закона предусматривает оказание имущественной поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства.
Так, согласно данной статье оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научнотехнической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 18 данного закона порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества^ устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеназванных норм законодательства в Соловцовском сельсовете Иссинского района Пензенской области перечень имущества, свободного от прав третьих лиц, а также порядок его формирования, ведения до настоящего времени отсутствует.
Отсутствие действий со стороны должностных лиц администрации по разработке и утверждению порядка формирования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, нарушает право субъектов малого и среднего предпринимательства на гарантированную им федеральным законодательством имущественную поддержку, а также может повлечь за собой неэффективное использование муниципальной собственности, свободной от прав третьих лиц, и, как следствие, отсутствие отчислений в доходную часть бюджета Соловцовского сельсовета, которые могли быть использованы для решения социально-экономических задач и повышения благосостояния и жизненного уровня населения.
Вышеуказанные нарушения закона, допущенные должностными лицами администрации Соловцовского сельсовета не единичны.
В соответствии со ст. 13.2 ч.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ ред. от 22.02.2017) О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени должностными лицами Соловцовского сельсовета не утвержден нормативный правой акт, регламентирующий порядок оформления заданий на проведение плановых «рейдовых» осмотров, обследований земельных участков и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Отсутствие регламентированного порядка оформления заданий и их результатов затрудняют не только работу уполномоченных органов, но и осуществления контроля за законностью их деятельности.
Допущенные нарушения законодательства стали возможны по причине бездействия должностных лиц, на которые возложена обязанность по осуществлению, а также по причине слабого знания действующего законодательства в указанной сфере.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности.
3. Представление рассмотреть с обязательным участием работников прокуратуры Иссинского района, заранее уведомить прокуратуру района о дне рассмотрения.
4. О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления, с приложением копии приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
И.о. прокурора района
младший советник юстиции В.А. Кандрашкин