ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и о персональных данных при осуществлении первичного воинского учета, 22.02.2017 г.
Прокуратурой района, в соответствии с поручением прокуратуры Пензенской области, проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в деятельности администрации Русско-Качимского сельсовета при осуществлении первичного воинского учета, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-Ф3) при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления сельских поселений обязаны, в том числе представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете.
Согласно п. 20 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение), при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Законом № 53-ФЗ.
Так, в нарушение требований действующего законодательства, администрацией Русско-Качимского сельсовета Сосновоборского района список граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет направлен в военный комиссариата города Кузнецк, Кузнецкого и Сосновоборского районов Пензенской области с нарушением сроков, установленных законодательством, а именно 24 ноября 2016 года.
Согласно п. 17-19 Положения, первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета: для призывников - по учетным картам призывников. При этом документы первичного воинского учета содержат сведения о гражданах, относящиеся к их персональным данным: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства; семейное положение и другие.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Таким образом, при ведении первичного воинского учета органы местного самоуправления выступают операторами персональных данных.
В силу ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
При проверке в администрации Русско-Качимского сельсовета установлено, что распоряжением администрации от 01.03.2010 № 9 ответственным за ведение первичного воинского учета граждан на территории администрации Русско-Качимского сельсовета Сосновоборского района Пензенской области назначена Вершинина Г.Ф. При ведении учетных карт призывников требования закона о получении согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, не исполняются. Факт отсутствия согласия на обработку персональных данных указанных граждан подтверждается отсутствием подтверждающих документов, а также объяснением Вершининой Г.Ф.
В данном случае нарушены права 3 граждан, состоящих на первичном воинском учете, на обработку персональных данных, что недопустимо.
Изложенные нарушения стали возможны вследствие несоблюдения должностными лицами администрации Русско-Качимского сельсовета требований действующего законодательства, а также отсутствия должного контроля за их деятельностью со стороны главы администрации.
Негативными последствиями выявленных нарушений являются несвоевременное выявление граждан подлежащих призыву на военную службу, проведение с ними необходимых мероприятий, направленных на исполнение ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также нарушение прав призывников на обработку персональных данных.
Кроме того, в нарушение п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Комитетом местного самоуправления Русско-Качимского сельсовета Сосновоборского района Пензенской области контроль за исполнением должностными лицами администрации полномочий по решению вопросов местного значения не осуществляется, что является недопустимым.
На основании изложенного, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ :
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь;
2. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
3. О времени, месте, результатах рассмотрения настоящего представления сообщить в письменном виде прокурору Сосновоборского района в установленный законом месячный срок с обязательным предоставлением копий соответствующих документов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Заместитель прокурора района
юрист 1 класса Д.Р.Магдеева