ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений законодательства о собственности, о транспортной безопасности, 05.06.2017 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об     устранении         нарушений законодательства о собственности, о транспортной безопасности, 05.06.2017 г.

 

Прокуратурой города Кузнецка проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, законодательства о государственной и муниципальной собственности.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным: органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Отсутствие на мостовые сооружения права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст. 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного в границах поселения при осуществлении дорожной деятельности.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, на территории города Кузнецка по ул. Пензенская находится автомобильный мост длиной 200 м., являющийся бесхозяйным элементом обустройства дорог, его техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества с приложением необходимых документов.

Отсутствие собственника и соответствующего контроля, надлежащее содержание указанного объекта создает потенциальную опасность возникновения не только дорожно-транспортных происшествий, но и чрезвычайных ситуаций, может привести к их разрушению и как следствие повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье что создает угрозу здоровью и жизни граждан, может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери.

Кроме того, Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет объекты транспортной инфраструктуры как технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 1).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона №

16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 3), категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 4).

На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Закона).

Понятие категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для целей Федерального закона № 16-ФЗ определено в п. 2 его ст. 1, это - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; понятие оценки уязвимости - в п. 6 его ст. 1, это- определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Исходя из системного анализа положений ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ, Приказа Минтранспорта РФ от 29.01.2010 № 22 «Об утверждении Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», следует, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, и напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена.

Аналогично полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Министерству транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ).

Вместе с тем, пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42, предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.

Во исполнение п. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно п. 2 указанного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС на основании результатов оценки уязвимости также входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что, несмотря на то, что категорирование ОТИ и/или ТС для субъектов транспортной инфраструктуры носит уведомительный порядок, и оценка уязвимости ОТИ и/или ТС производится после осуществления категорирования и не входят в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости. Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца объекта транспортной инфрастуктуры, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N62.

Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст заявку в компетентный орган - Федеральное дорожное агентство, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов прокурора о том, что с целью реального исполнения требований закона об обеспечении транспортной безопасности меры, необходимые для проведения категорирования и оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, должны инициироваться субъектом транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, в нарушение положений ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств администрацией города каких-либо мер, направленных для проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отношении моста не предпринято, заявление и документы о проведении категорирования ОТИ в компетентный орган - Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ не направлены.

Данные нарушения стали возможны в виду ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации города обязанности по

осуществлению надлежащего содержания имущества и осуществления транспортной безопасности на территории города.

На основании изложенного, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении виновных в нарушении требований федерального законодательства лиц к дисциплинарной ответственности.

3. О результатах рассмотрения представления сообщить в письменном виде в прокуратуру города в установленный законом срок.

4. О дне и времени рассмотрения настоящего представления заблаговременно письменно уведомить прокуратуру города.

 

Прокурор города

старший советник юстиции                                    А.А.Аношин