Пленарное заседание. Алексей Диденко: план работы профильного комитета Госдумы России на весеннюю сессию
Председатель Комитета Госдумы России по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко рассказал делегатам съезда ОКМО о поправках, которые планируется внести в 131-й ФЗ до окончания текущей сессии Госдумы.
В начале своего выступления председатель профильного комитета Госдумы РФ, будучи представителем ЛДПР, поблагодарил председателя ОКМО, первого зампреда фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Виктора Кидяева за эффективное межфракционное взаимодействие. Алексей Диденко напомнил, что в нижней палате парламента 56 депутатов, или каждый восьмой, так или иначе связаны с муниципалитетами и муниципальным сообществом. «Когда вносятся проекты, касающиеся напрямую муниципальных интересов, поверьте, они подвергаются самой серьезной критике», - сказал Алексей Диденко.
Глава профильного комитета подробно рассказал об основных законопроектах, которые будет обсуждать Госдума в весеннюю сессию. В связи с основной темой съезда – реализацией нацпроектов – Алексей Диденко особо отметил, что требуемый в связи с майским Указом Президента России «очень серьезный, качественный научно-технологический и социально-экономический рывок» невозможен без комплексной стратегии и конкретных тактик развития местного самоуправления. По мнению Алексея Диденко, следует еще раз обсудить принятие государственной программы по развитию местного самоуправления.
В этой связи председатель комитета первой проблемой назвал то, что «не до конца раскрыт потенциал стратегического планирования социально-экономического развития муниципалитетов… Без наличия в бюджетах муниципальных образования бюджетов развития стратегия так и будет продолжать оставаться декларацией, а не эффективным документом развития территории». Глава думского комитета сообщил, что в конце марта нижняя палата парламента планирует принять в третьем чтении серьезные поправки, касающиеся стратегирования на муниципальном уровне.
Наиболее важной и масштабной проблемой Алексей Диденко назвал реформирование территориальных основ МСУ. Здесь депутат обратил внимание на три законодательные инициативы. Первая - установление на федеральном уровне основ административно-территориального устройства субъектов РФ, которое до сих пор регулируется Указом Президиума Верховного совета РСФСР 17 августа 1980 года. Судя по выступлению Алексея Диденко, в 131-1 закон будут внесены понятия населенного пункта как инфраструктурной единицы схемы расселения, сельского населенного пункта, города, городского поселения и т.п. Вторая - правовое регулирование вопросов развития городских агломераций: «Нам представляется, что необходимо закрепить понятие "городская агломерация" в 131-м законе, скоррелировать эти положения с Градостроительным кодексом и дать оптимальную модель управления развитием агломерации. На наш взгляд, наиболее приемлемой формой является управление ядром агломерации в рамках города с внутригородским делением и возможность развивать межмуниципальные связи и, в первую очередь, межхозяйственное сотрудничество в части создания межмуниципальных учреждений, некоммерческих организацией и заключения межмуниципальных публично-правовых договоров». Третье важное направление - закон о горизонтальных субсидиях, уже принятый Госдумой России в первом чтении, который даст инструмент для крупных межмуниципальных инфраструктурных проектов.
Отдельно Алексей Диденко остановился на принятом в первом чтении законопроекте о введении нового типа муниципального образования - муниципального округа: «Эта идея вынашивалась несколько лет. Мы предполагаем, что одноуровневый муниципальный округ должен стать муниципальным образованием исключительно для малонаселенных арктических территорий, территорий труднодоступных. Там, где у поселений есть потенциал развития, нужно предпринять максимальные усилия, чтобы сохранить двухуровневую систему», - подчеркнул он, но при этом отметил ванную значимость инициативы: «Мы даем возможность прекратить порочную практику создания на территориях бывших муниципальных районов так называемых городских округов, которые по своей инфраструктуре таковыми не являются и являться не могут... Тем самым мы дадим регионам легальный инструмент, чтобы одноуровневые муниципалитеты появились там, где это вызвано объективной необходимостью и невозможностью сохранения поселковых муниципальных образований». По словам Алексея Диденко, ко второму чтению проекта должны появиться существенные и серьезные механизмы защиты двухуровневой системы: «Наверное, это должна быть расселенческая схема в рамках муниципального района. Если две трети населения проживают за пределами административного центра района, наверное, такой район должен сохранить шансы на существование. Некоторые преобразованные городские округа придется вернуть в статус муниципальных округов, а где-то, может быть, в Подмосковье, в ближайших территориях придется вернуть и двухуровневые муниципальные районы». При этом Алексей Диденко не исключил того, что в случае, если подобные защитные механизмы не появятся ко второму чтению поправок, то фракция ЛДПР может вообще не поддержать законопроект о муниципальных округах.
Также председатель профильного комитета остановился на важности совершенствования антикоррупционного законодательства, в первую очередь, в муниципальной сфере. Прежде всего речь идет об упрощении подачи сведений хотя бы для сельских депутатов.
В заключение Алексей Диденко предложил обсуждать эти и другие совместно с Конгрессом на площадке профильного Комитета Госдумы России.
Полностью материалы пленарного заседания читайте в журнале ОКМО "Муниципальная Россия" № 1 2019.
Источник: http://okmo.news/new.php?610