Пленарное заседание. Алексей Диденко: план работы профильного комитета Госдумы России на весеннюю сессию

Пред­се­датель Коми­тета Гос­ду­мы Рос­сии по фе­дера­тив­но­му ус­трой­ству и воп­ро­сам мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния Алек­сей Диден­ко рас­ска­зал де­лега­там съ­ез­да ОКМО о поп­равках, ко­торые пла­ниру­ет­ся внес­ти в 131-й ФЗ до окон­ча­ния те­кущей сес­сии Гос­ду­мы.
В на­чале сво­его выс­тупле­ния пред­се­датель про­филь­но­го ко­мите­та Гос­ду­мы РФ, бу­дучи пред­ста­вите­лем ЛДПР, поб­ла­года­рил пред­се­дате­ля ОКМО, пер­во­го зам­пре­да фрак­ции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вик­то­ра Кидя­ева за эф­фектив­ное меж­фрак­ци­он­ное вза­имо­дей­ствие. Алек­сей Диден­ко на­пом­нил, что в ниж­ней па­лате пар­ла­мен­та 56 де­пута­тов, или каж­дый вось­мой, так или ина­че свя­заны с му­ници­пали­тета­ми и му­ници­паль­ным со­об­щес­твом. «Ког­да вно­сят­ся про­ек­ты, ка­са­ющи­еся нап­ря­мую му­ници­паль­ных ин­те­ресов, по­верь­те, они под­верга­ют­ся са­мой серь­ез­ной кри­тике», - ска­зал Алек­сей Диден­ко.

Гла­ва про­филь­но­го ко­мите­та под­робно рас­ска­зал об ос­новных за­коноп­ро­ек­тах, ко­торые бу­дет об­суждать Гос­ду­ма в ве­сен­нюю сес­сию. В свя­зи с ос­новной те­мой съ­ез­да – ре­али­заци­ей нац­про­ек­тов – Алек­сей Диден­ко осо­бо от­ме­тил, что тре­бу­емый в свя­зи с май­ским Ука­зом Пре­зиден­та Рос­сии «очень серь­ез­ный, ка­чес­твен­ный на­уч­но-тех­но­логи­чес­кий и со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кий ры­вок» не­воз­мо­жен без ком­плексной стра­тегии и кон­крет­ных так­тик раз­ви­тия мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. По мне­нию Алек­сея Диден­ко, сле­ду­ет еще раз об­су­дить при­нятие го­сударс­твен­ной прог­раммы по раз­ви­тию мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.
В этой свя­зи пред­се­датель ко­мите­та пер­вой проб­ле­мой наз­вал то, что «не до кон­ца рас­крыт по­тен­ци­ал стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия му­ници­пали­тетов… Без на­личия в бюд­же­тах му­ници­паль­ных об­ра­зова­ния бюд­же­тов раз­ви­тия стра­тегия так и бу­дет про­дол­жать ос­та­вать­ся дек­ла­раци­ей, а не эф­фектив­ным до­кумен­том раз­ви­тия тер­ри­тории». Гла­ва дум­ско­го ко­мите­та со­об­щил, что в кон­це мар­та ниж­няя па­лата пар­ла­мен­та пла­ниру­ет при­нять в треть­ем чте­нии серь­ез­ные поп­равки, ка­са­ющи­еся стра­теги­рова­ния на му­ници­паль­ном уров­не.

На­ибо­лее важ­ной и мас­штаб­ной проб­ле­мой Алек­сей Диден­ко наз­вал ре­фор­ми­рова­ние тер­ри­тори­аль­ных ос­нов МСУ. Здесь де­путат об­ра­тил вни­мание на три за­коно­датель­ные ини­ци­ати­вы. Пер­вая - ус­та­нов­ле­ние на фе­дераль­ном уров­не ос­нов ад­ми­нис­тра­тив­но-тер­ри­тори­аль­но­го ус­трой­ства субъ­ек­тов РФ, ко­торое до сих пор ре­гули­ру­ет­ся Ука­зом Пре­зиди­ума Вер­ховно­го со­вета РСФСР 17 ав­густа 1980 го­да. Судя по выс­тупле­нию Алек­сея Диден­ко, в 131-1 за­кон бу­дут вне­сены по­нятия на­селен­но­го пун­кта как ин­фраструк­турной еди­ницы схе­мы рас­се­ления, сель­ско­го на­селен­но­го пун­кта, го­рода, го­род­ско­го по­селе­ния и т.п. Вто­рая - пра­вовое ре­гули­рова­ние воп­ро­сов раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций: «Нам пред­став­ля­ет­ся, что не­об­хо­димо зак­ре­пить по­нятие "го­род­ская аг­ло­мера­ция" в 131-м за­коне, скор­ре­лиро­вать эти по­ложе­ния с Гра­дос­тро­итель­ным ко­дек­сом и дать оп­ти­маль­ную мо­дель уп­равле­ния раз­ви­ти­ем аг­ло­мера­ции. На наш взгляд, на­ибо­лее при­ем­ле­мой фор­мой яв­ля­ет­ся уп­равле­ние яд­ром аг­ло­мера­ции в рам­ках го­рода с внут­ри­город­ским де­лени­ем и воз­можность раз­ви­вать меж­му­ници­паль­ные свя­зи и, в пер­вую оче­редь, меж­хо­зяй­ствен­ное сот­рудни­чес­тво в час­ти соз­да­ния меж­му­ници­паль­ных уч­режде­ний, не­ком­мерчес­ких ор­га­низа­ци­ей и зак­лю­чения меж­му­ници­паль­ных пуб­лично-пра­вовых до­гово­ров». Третье важ­ное нап­равле­ние - за­кон о го­ризон­таль­ных суб­си­ди­ях, уже при­нятый Гос­ду­мой Рос­сии в пер­вом чте­нии, ко­торый даст инс­тру­мент для круп­ных меж­му­ници­паль­ных ин­фраструк­турных про­ек­тов.

Отдель­но Алек­сей Диден­ко ос­та­новил­ся на при­нятом в пер­вом чте­нии за­коноп­ро­ек­те о вве­дении но­вого ти­па му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния - му­ници­паль­но­го ок­ру­га: «Эта идея вы­наши­валась нес­коль­ко лет. Мы пред­по­лага­ем, что од­но­уров­не­вый му­ници­паль­ный ок­руг дол­жен стать му­ници­паль­ным об­ра­зова­ни­ем ис­клю­читель­но для ма­лона­селен­ных ар­кти­чес­ких тер­ри­торий, тер­ри­торий труд­но­дос­тупных. Там, где у по­селе­ний есть по­тен­ци­ал раз­ви­тия, нуж­но пред­при­нять мак­си­маль­ные уси­лия, что­бы сох­ра­нить дву­хуров­не­вую сис­те­му», - под­чер­кнул он, но при этом от­ме­тил ван­ную зна­чимость ини­ци­ати­вы: «Мы да­ем воз­можность прек­ра­тить по­роч­ную прак­ти­ку соз­да­ния на тер­ри­тори­ях быв­ших му­ници­паль­ных рай­онов так на­зыва­емых го­род­ских ок­ру­гов, ко­торые по сво­ей ин­фраструк­ту­ре та­ковы­ми не яв­ля­ют­ся и яв­лять­ся не мо­гут... Тем са­мым мы да­дим ре­ги­онам ле­галь­ный инс­тру­мент, что­бы од­но­уров­не­вые му­ници­пали­теты по­яви­лись там, где это выз­ва­но объ­ек­тивной не­об­хо­димостью и не­воз­можностью сох­ра­нения по­сел­ко­вых му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний». По сло­вам Алек­сея Диден­ко, ко вто­рому чте­нию про­ек­та дол­жны по­явить­ся су­щес­твен­ные и серь­ез­ные ме­ханиз­мы за­щиты дву­хуров­не­вой сис­те­мы: «Навер­ное, это дол­жна быть рас­се­лен­ческая схе­ма в рам­ках му­ници­паль­но­го рай­она. Если две тре­ти на­селе­ния про­жива­ют за пре­дела­ми ад­ми­нис­тра­тив­но­го цен­тра рай­она, на­вер­ное, та­кой рай­он дол­жен сох­ра­нить шан­сы на су­щес­тво­вание. Неко­торые пре­об­ра­зован­ные го­род­ские ок­ру­га при­дет­ся вер­нуть в ста­тус му­ници­паль­ных ок­ру­гов, а где-то, мо­жет быть, в Под­московье, в бли­жай­ших тер­ри­тори­ях при­дет­ся вер­нуть и дву­хуров­не­вые му­ници­паль­ные рай­оны». При этом Алек­сей Диден­ко не ис­клю­чил то­го, что в слу­чае, ес­ли по­доб­ные за­щит­ные ме­ханиз­мы не по­явят­ся ко вто­рому чте­нию поп­ра­вок, то фрак­ция ЛДПР мо­жет во­об­ще не под­держать за­коноп­ро­ект о му­ници­паль­ных ок­ру­гах.

Так­же пред­се­датель про­филь­но­го ко­мите­та ос­та­новил­ся на важ­ности со­вер­шенс­тво­вания ан­ти­кор­рупци­он­но­го за­коно­датель­ства, в пер­вую оче­редь, в му­ници­паль­ной сфе­ре. Преж­де все­го речь идет об уп­ро­щении по­дачи све­дений хо­тя бы для сель­ских де­пута­тов.
В зак­лю­чение Алек­сей Диден­ко пред­ло­жил об­суждать эти и дру­гие сов­мес­тно с Кон­грес­сом на пло­щад­ке про­филь­но­го Коми­тета Гос­ду­мы Рос­сии.

Пол­ностью ма­тери­алы пле­нар­но­го за­седа­ния чи­тай­те в жур­на­ле ОКМО "Муни­ципаль­ная Рос­сия" № 1 2019.


Источник: http://okmo.news/new.php?610