Иван Белозерцев-ТАСС: инвесторы приходят в Пензенскую область даже в непростые времена
Пензенская область — лидер Приволжского федерального округа по темпу роста инвестиций. В прошлом году они увеличились на 20%, до 87 млрд рублей, в этом — планка сохранится, прогнозирует Иван Белозерцев, который руководит регионом на протяжении четырех лет. В интервью ТАСС он также рассказал о работе с китайскими инвесторами, строительстве нового здания аэропорта и умении его команды даже в непростые времена запускать крупнейшие в Европе производственные площадки с зарубежным участием.
Инвестиции: курс на Китай
— Иван Александрович, на прошлой неделе в Пензенской области был открыт комплекс по производству яйца индейки — крупный инвестиционный проект стоимостью более 2 млрд рублей с зарубежным участием. Как в регионе складывается ситуация с привлечением инвестиций? Удастся ли сохранить высокие темпы в этом году?
— Несмотря на непростые экономические условия, инвестор приходит в Пензенскую область. Полтора месяца тому назад мы открыли завод по производству поролона в Кузнецке — один из крупнейших в Европе. Сейчас компания "Фомлайн" инвестирует в создание завода по производству матрасов на соседней площадке — в середине 2020 года, может быть, чуть раньше мы этот завод откроем, он будет крупнейшим не только в России, но и в Европе.
"Русмолоко" инвестирует в строительство молочного комплекса в Сердобском районе — к 2021 году это будет крупнейшее предприятие в отрасли молочного животноводства в России. Группа компаний "Дамате" строит завод по глубокой переработке мяса индейки в Нижнеломовском районе, это тоже миллиарды рублей инвестиций, сейчас готовимся к открытию новой свиноводческой площадки ГК "Черкизово".
За первое полугодие инвестиции в основной капитал превысили 35 млрд рублей. Есть некоторое снижение, но так бывает всегда после достаточно высоких темпов роста. Тем не менее мы планируем, что по итогам года объем инвестиций в экономику региона будет не ниже уровня 2018 года.
— Один из крупнейших проектов в регионе — это создание завода по глубокой переработке пшеницы стоимостью более 20 млрд рублей. О проекте говорили с 2017 года, но он пока не реализован. В чем сложность?
— Проект очень непростой. Документация на него готова, сейчас мы ищем инвестора. У компании, которая собиралась реализовать проект на Пензенской земле ("Технокорд" — прим. ТАСС), пока нет такого объема собственных средств. Сейчас мы вместе с ними прорабатываем вопрос привлечения китайского инвестора — COFCO Corporation, эта компания участвовала в проектировании. Они уже выразили заинтересованность в инвестициях, сейчас мы направили проект в межправительственную российско-китайскую комиссию [по инвестиционному сотрудничеству] для рассмотрения.
Мало просто построить завод, важно еще продать то, что он производит, — лимонную кислоту, глюкозу и другую продукцию. В Россию это сейчас завозится из-за рубежа. Для нас было бы выгодно, чтобы китайская сторона покупала какую-то ее часть.
— Раз мы заговорили о сотрудничестве с Китаем, как обстоит ситуация с созданием первого торгового представительства Пензенской области в этой стране?
— Мы готовимся в ноябре в ходе бизнес-миссии открыть торгпредство в городе Сиань провинции Шэньси. Пензенская область будет первым в Поволжье регионом, открывшим представительство на территории Китая. Сегодня я ставлю задачу, чтобы к работе подключались представители бизнеса, которые поставляют продукцию в КНР. Они могли бы софинансировать его работу, понимая, что наш представитель будет им содействовать в реализации продукции.
У нас ряд компаний уже поставляет продукцию в Китай — это кондитерские изделия, мороженое, подсолнечное масло. Представительство будет содействовать пензенским компаниям в поиске инвесторов для проектов и в продвижении на китайском рынке.
— Есть ли уже планы открыть такие представительства в других странах?
— Говорить об этом пока рано, но мы изучаем такую возможность и будем прорабатывать это в рамках бизнес-миссий в Германию и Турцию.
Здравоохранение и наука: перспективы региона в нацпроектах
— Вы говорили, что реализация нацпроекта "Здравоохранение" поможет модернизировать онкологическую службу в Пензенской области и заметно улучшить качество диагностирования рака. В том числе благодаря созданию Центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии (ПЭТ КТ), о строительстве которого вы договорились с ГК "Ростех" и его дочерней компанией "Швабе". На каком этапе находится сейчас этот проект?
— Центр ПЭТ КТ мы построим, поворачивать назад не будем. Сейчас, после дополнительных расчетов, мы понимаем, что это очень большие затраты — стоимость предварительно оценивается в 2 млрд рублей. Мы уже решили вопрос с земельными участками, и практически все решено с инженерными коммуникациями. Как сказали коллеги из "Швабе" во время недавней нашей встречи, часть оборудования для центра закуплена, что-то уже поступило к ним на склады.
Сейчас идут проектные работы, в ноябре-декабре рабочие выйдут на площадку. Мы планировали сдать центр в эксплуатацию к июню-июлю 2020 года, но реально, с учетом того, что документация еще будет проходить экспертизу, срок — это ноябрь-декабрь следующего года. Благодаря этому центру у нас будет такой уровень диагностики онкозаболеваний, который есть только в нескольких регионах России.
— Другой важный вопрос в сфере здравоохранения — это создание санитарной авиации, которая есть у многих регионов — соседей Пензенской области. Когда появится возможность ее использовать?
— Мы включены в программу по созданию санавиации на 2020 год. Планируем построить девять вертолетных площадок — одну в Пензе, еще восемь — в районных центрах: Никольске, Башмаково, Белинском, Земетчине, Кузнецке, Сердобске, Каменке и Нижнем Ломове. На эти цели из бюджета региона будет направлено более 5 млн рублей.
Технику мы не закупаем, и есть определенные вопросы, где будут дислоцироваться вертолеты, это пока не решено. Как вариант, в Москве, в Нижнем Новгороде, в Саратове, время подлета ведь тоже очень важно. Это тот вопрос, который мы сейчас прорабатываем.
— В Пензенский области создан биомедицинский кластер, в регионе выпускают искусственные клапаны для сердца, ортопедические протезы, которые идут в том числе и на экспорт. Нет ли желания заявиться на создание на этой базе научно-образовательного центра по нацпроекту "Наука"?
— В следующем году у наших промышленных предприятий совместно с Пензенским государственным университетом появляется шанс принять участие в этом проекте с идеей создания центра в сфере биомедицинских технологий. Но вместе с тем мы понимаем, что не можем в этой сфере соперничать, например, с новосибирским Академгородком или Москвой, где еще в советское время была создана мощнейшая научная база. Поэтому, скорее всего, мы будем рассматривать возможность создания в Пензе филиала одного из НОЦ.
Дольщики и дороги: когда ждать решения
— В Пензенской области, как и в других регионах, есть проблема обманутых дольщиков. Вы не раз говорили, что планируете решить вопрос с достройкой проблемных объектов до 2020 года. Когда стоит ожидать завершения строительства первых домов?
— Часть проблемных домов мы будем сдавать в этом году. Два объекта это точно — дом, который строила компания "Декор-Трейд" (признана банкротом — прим. ТАСС), и первую очередь комплекса "Райки". Степень готовности у них 98%, осталось решить некоторые юридические вопросы и оформить документы. Компания "Термодом" также имеет намерение сдать дом на улице 8 Марта.
Мы провели и проводим огромную работу по достройке домов обманутых дольщиков. Это оценка "Дом.РФ" — коллеги приезжали к нам несколько раз, анализировали ситуацию и отметили, что мы одни из лучших в России решаем этот вопрос.
Наши строительные компании по моей просьбе занялись достройкой объектов задолго до разработки законодательной базы на федеральном уровне и принятия региональных законов. Мы провели работу по предоставлению земельных участков застройщикам в счет тех средств, которые они направляют на достройку домов. Надо понимать, что компании сейчас тоже находятся в непростой ситуации: мы рассчитываемся с ними землей, которая еще не скоро будет приносить доход, а им для завершения объектов уже сейчас нужны живые деньги, оборотные средства, кредиты, потому что им надо еще и свои дома строить по новым эскроу-счетам.
— Как обстоит ситуация с развитием дорожной инфраструктуры в регионе? Завершены ли работы по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги", которые были запланированы на этот год?
— Мы два года подряд входим в тройку лучших регионов России по этому проекту. Это тенденция меня очень радует, но дорог, требующих ремонта, у нас очень много, особенно в районах Пензенской области, в селах. Процент выполнения работ по проекту БКАД высокий: по укладке асфальта работы завершены на 99%, по установке освещения и светофоров — около 87%, так что у нас еще есть месяц, чтобы все полностью закончить.
Когда я только стал губернатором, в мае 2015 года, в дорожном фонде региона было около 4 млрд рублей, в этом году — уже порядка 6 млрд рублей. Сейчас мы рассматриваем возможность установки весового контроля на дорогах, чтобы избежать дальнейшего разрушения полотна. За перегруз будут платить — эти деньги в итоге тоже пополнят дорожный фонд.
— Если мы говорим о транспортной инфраструктуре, еще одна назревшая проблема — это необходимость строительства нового терминала в аэропорту. С увеличением пассажиропотока старый терминал плохо справляется. В июне этого года вы заключили соглашение о намерениях с холдингом "Новапорт", который готов инвестировать в новый терминал, но строительство пока так и не началось. В чем причина?
— Мы начали работать с компанией "Новапорт", прорабатывать это соглашение. Они готовы построить новое здание аэропорта за свои средства, увеличить количество рейсов и маршрутов в другие города. Меня, конечно, это очень обрадовало. Для пассажира ведь какая разница, кто собственник — правительство области или компания, тем более что многие регионы России передали аэропорты в частую собственность. Мы проанализировали опыт других регионов в этом направлении и увидели, что после смены собственника и строительства новых аэропортов цены на билет выросли. Поэтому я сказал, что мы пока берем паузу: для меня важно, чтобы цена на билеты была комфортной и больше людей могли бы себе позволить летать самолетами.
Кроме того, как оказалось, проект строительства аэровокзала, который мы сделали, по словам представителей "Новапорта", необходимо доработать: у нас посадка [на самолет] идет с нулевой отметки, с трапа, и, по мнению компании, необходимо запроектировать "рукава". Мы сейчас пересматриваем технические условия по проектной документации и дальше уже будем ориентироваться на экономическую ситуацию в вопросе строительства аэровокзала.
Беседовал Александр Поляков
https://tass.ru/interviews/6943795