Более четверти мероприятий в рамках нацпроектов имеют муниципальный характер
24 июля на вебинаре Общероссийского Конгресса муниципальных образований рассматривалась тема «Вклад муниципальных образований в реализацию национальных и региональных проектов». Участвовали свыше 270 человек.
Модератором выступил депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель комитета по делам молодежи Общероссийского Конгресса муниципальных образований Игорь Сапко. Он обратил внимание собравшихся на Указ Президента России от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
«Указ не только устанавливает приоритеты развития страны на ближайшие 10 лет, но и содержит в себе поручение о корректировке действующих национальных проектов», – отметил депутат.
Игорь Сапко рассказал о поручении первого замруководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Российской Федерации, председателя Высшего совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Виктора Кидяева рассмотреть текущую ситуацию и реальный муниципальный опыт, «чтобы период корректировки национальных проектов прошел для муниципального сообщества успешно, а наши позиции были учтены».
В связи с этим накануне вебинара исполнительная дирекция Конгресса провела аналитическое исследование о роли муниципальных образований в национальных проектах. Изучены паспорта национальных проектов в части содержащихся в них мероприятий-поручений, затрагивающих деятельность органов местного самоуправления непосредственно или в части социально-экономического состояния территорий муниципалитетов.
Мероприятия-поручения, имеющие муниципальный характер, выявлены в 10 национальных проектах из 12. Из 1200 поручений-мероприятий по 10 национальным проектам 365 (более 25 процентов) имеют муниципальный характер.
Наибольшая «муниципализация» отмечается в следующих нацпроектах:
«Демография» – федеральные проекты «Содействие занятости женщин (создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет)» и «Старшее поколение»;
«Жилье и городская среда» – федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»;
«Культура» – федеральный проект «Творческие люди»;
«Образование» – федеральный проект «Учитель будущего».
«Муниципалитеты демонстрируют инициативность во взаимодействии с органами государственной власти и активно работают с населением. Это позволяет обеспечить единство планирования и реализации нацпроектов. Хочу подчеркнуть, что местное самоуправление, входя в единую систему публичной власти, получает возможность организовать взаимодействие с регионами и федеральным центром на новой основе», – сказал Игорь Сапко.
Далее опыт реализации проектного подхода в работе муниципальной администрации представил глава Тутаевского муниципального района Ярославской области Дмитрий Юнусов. Он обратил внимание присутствующих на то, что успешность многих проектов напрямую зависит от вовлеченности в достижение результатов как сотрудников местной администрации, так и лидеров общественного мнения территории, в связи с чем большое значение приобретает информационная работа.
Замдиректора департамента - начальник управления инвестиций департамента строительства администрации города Нижневартовска Наталья Попович рассказала о деятельности муниципального проектного офиса, при котором созданы отраслевые экспертные советы. Важно, что проектный офис Нижневартовска осуществляет регулярный информационный обмен с органами региональной власти, участвующими в реализации национальных проектов.
Согласно новой редакции Конституции России на муниципалитеты возлагаются функции в сфере здравоохранения. С докладом о том, как можно эффективно выстроить муниципальную работу по сохранению общественного здоровья выступил руководитель Учебного центра общественного здоровья, общественный советник главы Ступинского городского округа Московской области Виктор Чуднов.
Другой докладчик от Подмосковья – руководитель муниципального центра управления регионом г. Реутова Владислав Цветков – поделился опытом применения «умных» технологий в управлении городским транспортом и системами ЖКХ, предоставлении социально-значимых услуг населению и работы с обращениями граждан.
Практики внедрения интеллектуальных систем в дорожно-транспортное хозяйство региона, а также вовлечения граждан в принятие решений о развитии дорожно-транспортной сети представил заместитель министра транспорта Пермского края Михаил Бобров.
Заместитель исполнительного директора Совета муниципальных образований Челябинской области Алексей Горячев рассказал участникам вебинара о проекте «Гражданский контролер». Эта практика направлена на формирование активной обратной связи жителей и муниципалитетов посредством использования современных информационных решений.
По итогам дискуссии выдвинуты следующие предложения для включения в доклад Конгресса Правительству России:
закрепить в законодательстве возможность организации особых структур проектного управления – муниципальных проектных офисов, которые позволяли бы включать в них представителей экспертного сообщества и коллег из государственных органов;
сформировать модельные подходы к подготовке муниципальных стратегий и программ в целях их увязки с национальными и региональными проектами;
организовать широкомасштабный мониторинг практик реализации национальных и региональных проектов на местном уровне;
разработать готовые к использованию типовые механизмы вовлечения в реализацию национальных и региональных проектов таких институтов как ТОС, сельские старосты, общественные советы при органах местного самоуправления.
Представители муниципального сообщества могут направить свои предложения и замечания по теме вебинара по электронной почте Конгресса okmo.rf@mail.ru до 31 июля 2020 года.