Во всех субъектах Российской Федерации появятся Центры управления регионом

В ян­ва­ре 2020 го­да пре­зидент Вла­димир Путин по­ручил пра­витель­ству и гу­бер­на­торам соз­дать Центр уп­равле­ния ре­ги­оном в каж­дом субъ­ек­те Феде­рации. ЦУРы уже за­рабо­тали в тес­то­вом ре­жиме в Рес­публи­ках Баш­кортос­тан и Мор­до­вия, Калуж­ской, Ниже­город­ской, Рязан­ской и Уль­янов­ской об­ластях, а к кон­цу го­да ЦУРы по­явят­ся во всех ре­ги­онах Рос­сии, со­об­ща­ет се­тевое из­да­ние «Реги­оны Онлайн».

Феде­раль­ным ко­ор­ди­нато­ром всех ЦУРов наз­на­чили Авто­ном­ную не­ком­мерчес­кую ор­га­низа­цию «Ди­алог ре­ги­оны». Её воз­гла­вил Алек­сей Горес­лав­ский, быв­ший за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка уп­равле­ния пре­зиден­та по об­щес­твен­ным про­ек­там.

Что та­кое ЦУР?

Центр уп­равле­ния ре­ги­оном – это сис­те­ма (и офис) по сбо­ру, об­ра­бот­ке, ана­лизу и ре­аги­рова­нию на все жа­лобы и зап­ро­сы жи­телей тер­ри­тории. ЦУР со­бира­ет за­яв­ки из мно­гих ис­точни­ков – с офи­ци­аль­ных пор­та­лов, сай­тов, го­рячих ли­ний, из со­ци­аль­ных се­тей и мес­сен­дже­ров – по клю­чевым сло­вам.

ЦУРы бу­дут ра­ботать круг­ло­суточ­но. При этом лю­дям не нуж­но бу­дет об­ра­щать­ся в ЦУР – сис­те­ма са­ма бу­дет от­сле­живать проб­лемные воп­ро­сы и за­нимать­ся их ре­шени­ем. Нап­ри­мер, смо­жет пред­ло­жить ал­го­ритм ре­шения той или иной си­ту­ации. Спе­ци­алис­ты ЦУРа бу­дут ре­шать пов­седнев­ные воп­ро­сы жи­телей ре­ги­она: проб­ле­мы с за­писью ко вра­чу, в шко­лу или в дет­ский сад, ус­тра­нени­ем ям на до­рогах, убор­кой му­сора. Для это­го они бу­дут со­бирать дан­ные по вось­ми нап­равле­ни­ям:
• об­ра­зова­ние
• здра­во­ох­ра­нение
• со­ци­аль­ная за­щита на­селе­ния
• ЖКХ
• тран­спорт
• вы­воз ТБО
• стро­итель­ство
• до­роги

Зачем это нуж­но?

1. Что­бы оп­ти­мизи­ровать ра­боту гос­слу­жащих с об­ра­щени­ями. Сегод­ня для от­ве­та на об­ра­щение да­ет­ся 30 дней. Циф­ро­вая плат­форма поз­во­лит мгно­вен­но дос­та­вить жа­лобу до ис­полни­теля и сок­ра­тить вре­мя ре­шения проб­ле­мы мак­си­мум до нес­коль­ких дней.

2. По­яв­ле­ние ЦУРов ста­нет на­чалом циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции сис­те­мы го­сударс­твен­но­го и му­ници­паль­но­го уп­равле­ния в ре­ги­онах, ко­торое ста­нет бо­лее ре­зуль­та­тив­ным и гиб­ким.

3. Соз­да­ние ЦУРов мо­жет вой­ти в фе­дераль­ный про­ект «Циф­ро­вое го­сударс­твен­ное уп­равле­ние» нац­про­ек­та «Циф­ро­вая эко­номи­ка».

4.
Как по­яви­лась идея соз­да­ния ЦУРов?

В ян­ва­ре 2020 го­да под­москов­ный гу­бер­на­тор Андрей Воробь­ев по­казал Вла­дими­ру Пути­ну ЦУР, соз­данный на тер­ри­тории ре­ги­она в 2019 го­ду. Пре­зиден­ту пон­ра­вилась ра­бота цен­тра, по­это­му на за­седа­нии Сове­та при пре­зиден­те по раз­ви­тию мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния он по­ручил ре­ги­онам внед­рить у се­бя по­доб­ные ре­шения. А пра­витель­ство по­обе­щало вы­делить на это фе­дераль­ные день­ги. Таким об­ра­зом, но­вые ЦУРы бу­дут за­имс­тво­вать опыт IT-ре­шений, раз­ра­ботан­ных Мос­ков­ской об­ластью.

Под­москов­ная прак­ти­ка циф­ро­вого уп­равле­ния му­ници­паль­ным хо­зяй­ством так­же бы­ла пред­став­ле­на на од­ной из лет­них эк­спертных он­лайн пло­щадок Обще­рос­сий­ско­го Кон­грес­са му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний. Перед учас­тни­ками ве­бина­ра, пос­вя­щен­но­го вкла­ду му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний в ре­али­зацию на­ци­ональ­ных и ре­ги­ональ­ных про­ек­тов, выс­ту­пил ру­ково­дитель му­ници­паль­но­го цен­тра уп­равле­ния ре­ги­оном г. Ре­уто­ва Вла­дис­лав Цвет­ков. Спткер по­делил­ся опы­том при­мене­ния «ум­ных» тех­но­логий в уп­равле­нии го­род­ским тран­спор­том и сис­те­мами ЖКХ, пре­дос­тавле­нии со­ци­аль­но-зна­чимых ус­луг на­селе­нию и ра­боты с об­ра­щени­ями граж­дан.

Как ра­бота­ет ЦУР в Мос­ков­ской об­ласти?

• Центр уп­равле­ния ре­ги­оном выг­ля­дит как опен-спейс, где боль­ше 100 че­ловек ра­бота­ют за компь­юте­рами. Зада­чи рас­пре­деле­ны по бло­кам: ме­дици­на, об­ра­зова­ние, соц­за­щита, до­роги и об­щес­твен­ный тран­спорт, го­сус­лу­ги, ЖКХ и му­сор, эко­логия, стро­итель­ство, бе­зопас­ность, СМИ, нац­про­ек­ты. У каж­до­го бло­ка свой ог­ромный эк­ран с теп­ло­вой кар­той Мос­ков­ской об­ласти – чем яр­че цвет, тем слож­нее об­ста­нов­ка.

• Офис ра­бота­ет круг­ло­суточ­но. Сот­рудни­ки шта­ба по­луча­ют дан­ные от пор­та­ла «Доб­ро­дел», го­рячих ли­ний гу­бер­на­тора, про­филь­ных ве­домств, му­ници­пали­тетов, от­расле­вых сис­тем.

• В не­делю в ЦУР Мос­ков­ской об­ласти пос­ту­па­ет 10–12 ты­сяч со­об­ще­ний. Это воп­ро­сы, свя­зан­ные с сос­то­яни­ем дво­ров, про­ез­дов, дет­ских пло­щадок, об­щес­твен­ных прос­транств, ра­ботой уп­равля­ющих ком­па­ний мно­гок­вартир­ных до­мов, вы­возом му­сора, со­дер­жа­ни­ем и ре­мон­том ав­то­дорог, дос­тупностью за­писи на при­ём в по­лик­ли­ники, ус­трой­ством де­тей в дет­ские са­ды и шко­лы, соб­лю­дени­ем рас­пи­сания и мар­шру­тов об­щес­твен­но­го тран­спор­та.

• Каж­дая жа­лоба мо­мен­таль­но по­пада­ет к ис­полни­телю, ко­торый дол­жен дать на неё от­вет в те­чение мак­си­мум 8 дней. Нап­ри­мер, це­поч­ка ра­боты по за­мене пе­рего­рев­шей лам­почки в подъ­ез­де выг­ля­дит так: жа­лоба в ЦУР – блок ЖКХ – об­ра­щение в му­ници­пали­тет – связь с уп­равля­ющей ком­па­ни­ей – за­дание элек­три­ку. По за­яв­ле­нию пра­витель­ства Мос­ков­ской об­ласти, че­рез два ча­са пос­ле об­ра­щения в подъ­ез­де по­яв­ля­ет­ся но­вая лам­почка.

Где еще ра­бота­ют по­доб­ные офи­сы?

Во мно­гих ре­ги­онах и му­ници­пали­тетах есть свои циф­ро­вые сис­те­мы по ра­боте с об­ра­щени­ями граж­дан.

• В Ленин­градской об­ласти с ав­густа 2019 го­да ра­бота­ет си­ту­аци­он­ный центр гу­бер­на­тора, ко­торый со­бира­ет ин­форма­цию из ре­ги­ональ­ных и фе­дераль­ных ин­форма­ци­он­ных сис­тем, от му­ници­паль­ных ве­домств, опе­рато­ров свя­зи и из соц­се­тей.

• В 2018 го­ду в Иркут­ске по­явил­ся пор­тал ра­боты с об­ра­щени­ями граж­дан #ЯИрку­тянин. Он поз­во­ля­ет жи­телям го­рода от­прав­лять со­об­ще­ния о го­род­ских со­быти­ях или проб­ле­мах в ра­боте ин­фраструк­ту­ры, уз­нать срок рас­смот­ре­ния зап­ро­са, пос­мотреть кар­ту всех об­ра­щений. Сис­те­ма при­нима­ет пред­ло­жения по улуч­ше­нию жиз­ни го­рода, ко­торые влас­ти мо­гут вы­нес­ти на пуб­личное го­лосо­вание. Пор­тал пе­ресы­ла­ет зап­ро­сы как му­ници­паль­ным ве­домс­твам, так и в уп­равля­ющие ком­па­нии.

• В 2014 го­ду в Мос­кве соз­да­ли элек­трон­ный пор­тал ра­боты с об­ра­щени­ями граж­дан «Актив­ный граж­да­нин», где жи­тели мо­гут го­лосо­вать по воп­ро­сам го­род­ско­го раз­ви­тия.

• В 2017 го­ду пор­тал ра­боты с об­ра­щени­ями граж­дан «Вече­вой ко­локол» соз­да­ли в Нов­го­род­ской об­ласти. Он при­нима­ет со­об­ще­ния о проб­ле­мах в ре­ги­оне, тре­бу­ющих вме­шатель­ства чи­нов­ни­ков, поз­во­ля­ет выд­ви­гать граж­дан­ские ини­ци­ати­вы на го­лосо­вание и рас­смот­ре­ние в пра­витель­стве ре­ги­она и учас­тво­вать в оп­ро­сах и об­сужде­ни­ях раз­ных проб­лем.

• В 2016 го­ду пор­тал ра­боты с об­ра­щени­ями граж­дан «Кни­га пред­ло­жений» с ана­логич­ным фун­кци­она­лом за­рабо­тал в Хан­ты-Ман­сий­ском ав­то­ном­ном ок­ру­ге – Югре.

Источ­ник: www.gosrf.ru