О. Мельниченко: Преобразование городских территорий требует поиска баланса интересов органов власти, коммерческих организаций и граждан
Совершенствование законодательства в сфере комплексного развития территорий обсудили в Совете Федерации.Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко провел «круглый стол» на тему «Совершенствование законодательства в сфере комплексного развития территорий».
В заседании приняли участие сенаторы РФ, статс-секретарь – заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Татьяна Костарева, заместитель генерального директора ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин, управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Анатолий Азизов, Директор Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития РФ Виктор Смирнов, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, строительных компаний, общественных организаций и экспертного сообщества.
Участники «круглого стола» рассмотрели вопросы совершенствования правовых условий для проведения реновации жилищного фонда в регионах. В частности, обсуждался проект закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», внесенный в Государственную Думу сенаторами РФ Николаем Журавлевым, Олегом Мельниченко, Андреем Шевченко, депутатом Государственной Думы Евгением Москвичевым.
Олег Мельниченко отметил, что обеспечение граждан доступным жильем, создание комфортной и качественной среды проживания является приоритетным направлением государственной политики, которое закреплено в национальном проекте «Жилье и городская среда».
«По официальным данным Росстата, 75 процентов населения нашей страны проживает в городах. При этом большинство горожан сегодня живут в домах, построенных в первый период индустриального домостроения – в пятидесятые-семидесятые годы прошлого века. Очевидно, что такой жилищный фонд и коммунальная инфраструктура не отвечают современным требованиям, постепенно ветшают и переходят в аварийное состояние. Такие городские микрорайоны стали называть обидным, но точным названием – деградирующие территории», — сказал парламентарий.
«В 2019 году наш Комитет провел мониторинг проблем, возникающих в субъектах РФ при реализации ими проектов комплексного развития территорий, который показал следующее: из‑за ограничения площади территории, предоставленной для реализации проекта, наблюдается его низкая экономическая рентабельность. В связи с наличием запрета на включение в такие территории ряда объектов (например, гаражей) реконструкция жилых кварталов и микрорайонов осложняется. Отсутствие механизма расселения жилых домов, не признанных аварийными, не позволяет в намеченные сроки осуществить процедуру переселения, если на это не согласен хотя бы один из собственников жилых помещений в таком доме. Таким образом, применение этих механизмов для обновления и благоустройства деградирующих территорий не стало носить повсеместного и комплексного характера».
Олег Мельниченко отметил, что деятельность по преобразованию городских территорий требует поиска баланса интересов органов публичной власти, коммерческих организаций и граждан. Так, органы публичной власти должны решать задачи по сокращению ветхого и аварийного жилья, обеспечения комфортной городской среды. Застройщики, являясь коммерческими организациями, преследуют цели увеличения прибыли при сокращении расходов. А граждане, проживающие на этих территориях из поколения в поколения, мечтают остаться жить здесь же, но в новых современных и комфортных условиях.
«В этой связи перед законодателем встала проблема выработать такие законодательные положения, которые обеспечили бы достижение баланса интересов власти, застройщиков и граждан при обеспечении гарантии соблюдения жилищных и имущественных прав наших граждан», — указал сенатор.
«Для решения этой задачи мы разработали проект федерального закона и 18 сентября этого года внесли его в Государственную Думу. За прошедший период на различных площадках прошли обсуждения предлагаемых нами новаций, мы выслушали мнение коллег и экспертов и сформулировали предложения, которые считаем целесообразным учесть при подготовке проекта ко второму чтению», — сказал Олег Мельниченко.
В частности, по его мнению, в проекте необходимо закрепить механизм обсуждения и согласования проекта решения органов публичной власти (Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления) о комплексном развитии территории. Это нужно, чтобы исключить конфликт между планами различных органов публичной власти по развитию определенной территории (прокладка коммуникаций, дорог, использование земельного участка под определенные публичные задачи).
Сенатор считает, что следует закрепить на федеральном уровне перечень критериев включения многоквартирных домов в проект адресной программы по их сносу и реконструкции. «В настоящее время проект устанавливает, что условия включения дома в эту программу определяется регионом. Полагаю, что на федеральном уровне должен быть установлен обязательный базовый перечень критериев, содержащий технические характеристики сносимых или реконструируемых объектов. Это такие характеристики, как уровень износа, техническое состояние, несоответствие современным требованиям к жилым помещениям, невозможность или нецелесообразность проведения капитального ремонта.
По мнению Олега Мельниченко, необходимо конкретизировать положения о территориальном нахождении жилого помещения, предоставляемого гражданам при переселении из многоквартирных домов в рамках реализации адресной программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов.
Отдельно следует обсудить вопрос о механизмах финансовой поддержки регионов для реализации этих проектов, сказал сенатор. Он предложил обратиться к опыту реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилья в части использования механизмов финансовой поддержки Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на условиях софинансирования этих проектов. «Считаю, что при определенной проработке вопроса Фонд может являться инвестором для регионов при реализации таких проектов».
Татьяна Костарева затронула тему привлечения инвесторов к расселению аварийных домов, чтобы снять нагрузку с бюджета. По ее словам, Правительство РФ в настоящее время готовит отзыв на указанный законопроект. Она выразила уверенность, что документ будет концептуально поддержан.
Виктор Смирнов отметил, что Минэкономразвития РФ также поддерживает рассматриваемый законопроект, направленный на совершенствование механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу и реконструкции на основании адресных программ.
https://vsmsinfo.ru/press-tsentr/novosti/7012-o-melnichenko-preobrazovanie-gorodskikh-territorij-tre...