Общероссийский Конгресс муниципальных образований представил свою концепцию развития правового статуса городских агломераций



В хо­де Обще­го соб­ра­ния ОКМО, сос­то­яв­ше­гося 20 мая 2021 г. Пре­зиден­том Кон­грес­са Вик­то­ром Кидя­евым и Пред­се­дате­лем Пала­ты го­родов-цен­тров субъ­ек­тов РФ ОКМО, гла­вой го­рода Крас­но­яр­ска Сер­ге­ем Ере­миным бы­ла оз­ву­чена кон­цепция пра­вово­го ре­гули­рова­ния го­род­ских аг­ло­мера­ций.

В прог­рам­мном док­ла­де Вик­тор Кидя­ев от­ме­тил, что се­год­ня ак­ту­али­зиру­ет­ся проб­ле­ма син­хрон­но­го раз­ви­тия круп­ных го­родов и при­лега­ющих тер­ри­торий, это воп­рос бу­дуще­го на­шей стра­ны. Фак­ти­чес­ки сфор­ми­рова­но око­ло со­рока го­род­ских аг­ло­мера­ций, по­это­му не­об­хо­димо про­вес­ти ра­боту по уре­гули­рова­нию в за­коно­датель­стве пра­вово­го ста­туса го­род­ских аг­ло­мера­ций. Закон дол­жен дать воз­можность соз­да­вать и уп­равлять аг­ло­мера­ци­ями на меж­му­ници­паль­ной до­говор­ной ос­но­ве. Это поз­во­лит сде­лать аг­ло­мера­ции маг­ни­том для при­тяже­ния эко­номи­чес­ких про­ек­тов не толь­ко в го­роде-яд­ре, а на всей тер­ри­тории аг­ло­мера­ции.

В про­филь­ном док­ла­де о раз­ви­тии го­род­ских аг­ло­мера­ций Сер­гей Ере­мин за­явил, что важ­но встро­ить аг­ло­мера­ции в ме­ханиз­мы бюд­же­тиро­вания на фе­дераль­ном и ре­ги­ональ­ном уров­не. Там, где это воз­можно – нуж­но впи­сать аг­ло­мера­ции в ре­ги­ональ­ные про­ек­ты, что­бы со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кий эф­фект рас­счи­тывал­ся не толь­ко по го­родам, но и по смеж­ным тер­ри­тори­ям. Такой под­ход к пла­ниро­ванию ва­жен для раз­ви­тия тер­ри­торий и ре­али­зации прав мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.

Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний при­водит кон­цепцию раз­ви­тия пра­вово­го ста­туса го­род­ских аг­ло­мера­ций.

Стра­тегия прос­транс­твен­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­рации на пе­ри­од до 2025 го­да от­ме­ча­ет, что в Рос­сии сфор­ми­рова­лось око­ло 40 круп­ных го­род­ских аг­ло­мера­ций (об­щее на­селе­ние аг­ло­мера­ции от 500 тыс. че­ловек до 1 млн че­ловек) и круп­ней­ших го­род­ских аг­ло­мера­ций (об­щее на­селе­ние аг­ло­мера­ции – свы­ше 1 млн че­ловек), в боль­шинс­тве из ко­торых чис­ленность на­селе­ния с на­чала 2000-х го­дов ус­той­чи­во воз­раста­ет и в нас­то­ящее вре­мя пре­выси­ла 73 млн. че­ловек.

Клю­чевы­ми про­цес­са­ми, свя­зан­ны­ми с фор­ми­рова­ни­ем го­род­ских аг­ло­мера­ций, яв­ля­ют­ся:

  • ма­ят­ни­ковая тру­довая миг­ра­ция на­селе­ния из смеж­ных тер­ри­торий в го­рода;
  • фор­ми­рова­ние в при­город­ных тер­ри­тори­ях раз­ви­той эко­номи­чес­кой и со­ци­аль­ной ин­фраструк­ту­ры;
  • сквоз­ное пла­ниро­вание раз­ви­тия тран­спор­та и до­рож­ной се­ти го­родов и смеж­ных на­селен­ных пун­ктов, в том чис­ле раз­ви­тие сквоз­ных тран­спортных мар­шру­тов;
  • стан­дарти­зация бла­го­ус­трой­ства на тер­ри­тори­ях го­родов и смеж­ных на­селен­ных пун­ктов;
  • дос­тупность и единс­тво прин­ци­пов ме­дицин­ско­го об­слу­жива­ния жи­телей вне за­виси­мос­ти от мес­та про­жива­ния;
  • еди­ная куль­тур­ная по­лити­ка: со­бытий­ное на­пол­не­ние и син­хро­низа­ция пла­ниро­вания;
  • внед­ре­ние еди­ных стан­дартов и ре­шений «Умно­го го­рода» в го­родах и смеж­ных на­селен­ных пун­ктах.

На­ибо­лее зна­чимы­ми про­ек­та­ми фор­ми­рова­ния аг­ло­мера­ций яв­ля­ют­ся го­рода-спут­ни­ки, ак­тивно раз­ви­ва­ющи­еся в со­вет­ский пе­ри­од и по­лучив­шие оп­ре­делен­ную про­фили­зацию в ка­чес­тве на­уч­ных цен­тров, тран­спортных уз­лов, про­мыш­ленных цен­тров.

Город­скую аг­ло­мера­цию сто­ит от­ли­чать от прак­ти­ки фор­ми­рова­ния круп­ных го­род­ских ок­ру­гов. Так, при­со­еди­нение му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния к го­роду пу­тем вклю­чения в го­род­ской ок­руг вле­чет прек­ра­щение са­мос­то­ятель­нос­ти му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния, в то вре­мя как аг­ло­мера­ция – это фор­ма пос­то­ян­но­го сот­рудни­чес­тва му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, ос­но­ван­ная на еди­ном пла­ниро­вании со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия.

Для уп­равле­ния аг­ло­мера­ци­он­ным раз­ви­ти­ем не­об­хо­димо учи­тывать сле­ду­ющие об­сто­ятель­ства:
  • раз­ли­чия в воз­никно­вении и фор­маль­но-юри­дичес­ком офор­мле­нии аг­ло­мера­ций;
  • не­об­хо­димость син­хро­низа­ции до­кумен­тов стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания всех ви­дов, при­нима­емых в му­ници­паль­ных об­ра­зова­ни­ях, вхо­дящих в го­род­ские аг­ло­мера­ции;
  • вве­дение но­вого до­кумен­та стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания – ком­плексно­го пла­на-прог­раммы раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций, ус­та­нав­ли­ва­юще­го об­щие для всех му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний це­ли и за­дачи раз­ви­тия;
  • це­лесо­об­разность раз­ви­тия аг­ло­мера­ци­он­но­го под­хо­да в осу­щест­вле­нии на тер­ри­тории го­род­ских аг­ло­мера­ций ме­роп­ри­ятий на­ци­ональ­ных про­ек­тов и ре­ги­ональ­ных про­ек­тов;
  • воз­можность ус­та­нов­ле­ния в го­род­ских аг­ло­мера­ци­ях еди­ных стан­дартов и ра­моч­ных норм осу­щест­вле­ния пол­но­мочий, ис­полне­ния му­ници­паль­ных фун­кций и пре­дос­тавле­ния му­ници­паль­ных ус­луг в сфе­рах тран­спор­та, куль­ту­ры, здра­во­ох­ра­нения, со­ци­аль­но­го об­слу­жива­ния, об­ра­зова­ния, тор­говли, бла­го­ус­трой­ства, гра­дос­тро­итель­ства и ар­хи­тек­ту­ры, жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ства, до­рож­ной де­ятель­нос­ти.

Под го­род­ской аг­ло­мера­ци­ей сто­ит по­нимать раз­личные фор­мы вза­имо­дей­ствия меж­ду му­ници­паль­ны­ми об­ра­зова­ни­ями, сре­ди ко­торых обя­затель­но при­сутс­тву­ет го­род­ской ок­руг или го­род­ское по­селе­ние, вок­руг ко­торо­го для ко­ор­ди­нации ре­шения воп­ро­сов мес­тно­го зна­чения объ­еди­ня­ют­ся смеж­ные му­ници­паль­ные об­ра­зова­ния. В то же вре­мя воз­можно соз­да­ние по­лицен­три­чес­ких аг­ло­мера­ций, где цен­тра­ми выс­ту­па­ет нес­коль­ко раз­личных по сте­пени эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия го­родов.

Клю­чевой ха­рак­те­рис­ти­кой го­род­ской аг­ло­мера­ции яв­ля­ет­ся ре­шение воп­ро­сов ее раз­ви­тия на до­говор­ной ос­но­ве, ког­да му­ници­паль­ные об­ра­зова­ния-учас­тни­ки аг­ло­мера­ции са­мос­то­ятель­но оп­ре­деля­ют нап­равле­ния и фор­мы ре­шения воп­ро­сов мес­тно­го зна­чения, при­нима­ют сквоз­ные пла­ны, мо­дель­ные ме­ханиз­мы и ре­шения, ис­поль­зу­емые все­ми учас­тни­ками аг­ло­мера­ции. Так, нап­ри­мер, внед­ре­ние еди­ной тран­спортной кар­ты оп­ла­ты про­ез­да для ис­поль­зо­вания в го­роде и при­город­ных по­сел­ках пот­ре­бу­ет при­нятия сов­мес­тно­го ре­шения о вза­им­ном поль­зо­вании тех­но­логи­чес­кой ин­фраструк­ту­рой кар­ты оп­ла­ты про­ез­да. При этом та­кое поль­зо­вание бу­дет иметь из­на­чаль­но кон­сенсу­аль­ный ха­рак­тер.

Клю­чевым до­кумен­том го­род­ской аг­ло­мера­ции дол­жно стать спе­ци­аль­ное аг­ло­мера­ци­он­ное сог­ла­шение, в ко­тором со­дер­жатся сле­ду­ющие по­ложе­ния о:
  • це­лях и нап­равле­ни­ях сот­рудни­чес­тва му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний;
  • гра­ницах го­род­ской аг­ло­мера­ции;
  • по­ряд­ке при­нятия сов­мес­тных ре­шений ор­га­нами мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния го­род­ских аг­ло­мера­ций;
  • уп­равля­ющей ор­га­низа­ции го­род­ской аг­ло­мера­ции.

Опре­делен­ную слож­ность для аг­ло­мера­ци­он­ных про­цес­сов пред­став­ля­ет на­личие у учас­тни­ка аг­ло­мера­ции ста­туса тер­ри­тории опе­режа­юще­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия (ТОСЭР) или осо­бой эко­номи­чес­кой зо­ны (ОЭЗ). При том, что мес­тное са­мо­уп­равле­ние в та­ких фор­мах тер­ри­тори­аль­но­го уп­равле­ния не ог­ра­ниче­но юри­дичес­ки, фак­ти­чес­кое пла­ниро­вание со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия и вы­бора на­ибо­лее при­ем­ле­мых уп­равлен­ческих ре­шений на мес­тном уров­не дол­жно осу­щест­влять­ся с ши­роким учас­ти­ем уп­равля­ющих струк­тур ТОСЭР и ОЭЗ.

В нас­то­ящее вре­мя го­род­ские аг­ло­мера­ции не уре­гули­рова­ны в за­коно­датель­стве как са­мос­то­ятель­ное уп­равлен­ческое яв­ле­ние, в свя­зи с чем ре­аль­ное уп­равле­ние аг­ло­мера­ци­ей осу­щест­вля­ет­ся пу­тем при­нятия пусть сог­ла­су­емых меж­ду со­бой, но са­мос­то­ятель­ных му­ници­паль­ных ак­тов. Такое об­сто­ятель­ство вле­чет от­сутс­твие еди­ных при­ори­тетов уп­равле­ния, что мо­жет при­вес­ти к рас­син­хро­низа­ции дей­ствий му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний-учас­тни­ков аг­ло­мера­ций. Осо­бо зна­чима та­кая рас­син­хро­низа­ция в слу­чае бюд­жетно­го про­цес­са, что мо­жет при­вес­ти к сни­жению рас­хо­дов на аг­ло­мера­ци­он­ные про­ек­ты.

При этом це­лесо­об­разно ока­зать со­дей­ствие учас­тни­кам аг­ло­мера­ций в раз­ра­бот­ке аг­ло­мера­ци­он­ных сог­ла­шений, так как воз­можны раз­личные под­хо­ды к пос­тро­ению вза­имо­от­но­шений внут­ри го­род­ской аг­ло­мера­ции. Для это­го воз­можно на­делить фе­дераль­ный ор­ган ис­полни­тель­ной влас­ти пра­вом по раз­ра­бот­ке ти­повых аг­ло­мера­ци­он­ных сог­ла­шений, учи­тыва­ющих раз­личные осо­бен­ности про­цес­сов объ­еди­нения в аг­ло­мера­цию.

Город­ские аг­ло­мера­ции дол­жны иметь до­кумен­ты, оп­ре­деля­ющие пла­ниро­вание и уп­равле­ние ими:
  • пас­порт го­род­ской аг­ло­мера­ции;
  • схе­му го­род­ской аг­ло­мера­ции;
  • ком­плексный план - прог­рамму раз­ви­тия го­род­ской аг­ло­мера­ции.

Пас­порт го­род­ской аг­ло­мера­ции вклю­ча­ет в се­бя ге­ог­ра­фичес­кое, эко­номи­чес­кое, со­ци­аль­ное, де­мог­ра­фичес­кое, тран­спортное, эко­логи­чес­кое опи­сание го­род­ской аг­ло­мера­ции. Пас­порт бу­дет иг­рать не толь­ко ин­форма­ци­он­ную роль, но и оп­ре­делять ос­новные за­дачи и вы­зовы, с ко­торы­ми стал­ки­ва­ет­ся аг­ло­мера­ция.

Схе­ма го­род­ской аг­ло­мера­ции пред­став­ля­ет со­бой ук­рупнен­ную (объ­еди­нен­ную) схе­му тер­ри­тори­аль­но­го и гра­дос­тро­итель­но­го пла­ниро­вания всех му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний-учас­тни­ков го­род­ской аг­ло­мера­ции. Это поз­во­лит ус­та­новить об­щий кар­кас ин­фраструк­турно­го раз­ви­тия.

Ком­плексный план-прог­рамма раз­ви­тия го­род­ской аг­ло­мера­ции пред­став­ля­ет со­бой до­кумент стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания осо­бого ти­па, оп­ре­деля­ющий об­щие нап­равле­ния со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний-учас­тни­ков го­род­ских аг­ло­мера­ций. При этом ком­плексный план-прог­рамму раз­ви­тия го­род­ской аг­ло­мера­ции це­лесо­об­разно сос­тавлять на сред­несроч­ную пер­спек­ти­ву в 5 лет, что поз­во­лит увя­зать ре­али­зацию про­ек­тов раз­ви­тия с эко­номи­чес­ким цик­лом, вы­явить ус­той­чи­вые тен­денции и про­вес­ти оцен­ку ре­зуль­та­тов.

Для обес­пе­чения ко­ор­ди­нации де­ятель­нос­ти учас­тни­ков аг­ло­мера­ции не­об­хо­димо ис­поль­зо­вать по­тен­ци­ал ав­то­ном­ной ор­га­низа­ци­он­ной струк­ту­ры. Опыт за­коно­датель­но­го ре­гули­рова­ния раз­личных форм уп­равле­ния тер­ри­тори­ями поз­во­ля­ет пред­по­ложить, что роль ко­ор­ди­ниру­ющей струк­ту­ры дол­жна но­сить от­дель­ная уп­равля­ющая ор­га­низа­ция, уч­режда­емая все­ми учас­тни­ками аг­ло­мера­ции.

При этом ос­новны­ми фун­кци­ями уп­равля­ющей ор­га­низа­ции мо­гут яв­лять­ся:
  • раз­ра­бот­ка про­ек­тов сов­мес­тных му­ници­паль­ных пра­вовых ак­тов;
  • раз­ра­бот­ка до­кумен­тов стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания на уров­не аг­ло­мера­ции и на уров­не об­ра­зу­ющих ее му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний;
  • пред­ста­витель­ство ин­те­ресов и вза­имо­дей­ствие с ор­га­нами пуб­личной влас­ти раз­лично­го уров­ня.

Важ­ней­шим воп­ро­сом раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ная го­сударс­твен­ная под­дер­жка аг­ло­мера­ци­он­ных про­ек­тов, яв­ля­ющих­ся по сво­ей при­роде про­ек­та­ми меж­му­ници­паль­но­го сот­рудни­чес­тва. Осо­бен­но яв­но это ста­новит­ся в рам­ках прив­ле­чения час­тных ин­вести­ций, ког­да ре­ги­он мо­жет брать на се­бя га­ран­тий­ные или фи­нан­со­вые обя­затель­ства, а му­ници­паль­ные об­ра­зова­ния, в ин­те­ресах ко­торых ре­али­зу­ет­ся про­ект, выс­ту­па­ют как рав­ноправ­ные сто­роны от­но­шений с час­тны­ми пар­тне­рами.

Акту­аль­ным спо­собом уче­та аг­ло­мера­ци­он­но­го фак­то­ра в раз­ви­тии стра­ны мо­жет стать учет сло­жив­шихся и скла­дыва­ющих­ся аг­ло­мера­ций в рам­ках ре­али­зации на­ци­ональ­ных про­ек­тов на уров­не ис­полне­ния ре­ги­ональ­ных про­ек­тов, ког­да об­ще­наци­ональ­ные це­ли фор­ми­ру­ют­ся в це­лом по стра­не, а в ре­ги­онах, по­мимо про­чего, вы­деля­ет­ся и вклад аг­ло­мера­ций в дос­ти­жение на­ци­ональ­ных це­лей.

Для обес­пе­чения ка­чес­твен­но­го уп­равле­ния аг­ло­мера­ци­ей и эф­фектив­ной об­ратной свя­зи при уп­равля­ющей ор­га­низа­ции сто­ит об­ра­зовать со­вет го­род­ской аг­ло­мера­ции, в ко­торый вклю­ча­ют­ся пред­ста­вите­ли:
  • круп­ней­ших на­логоп­ла­тель­щи­ков аг­ло­мера­ции;
  • об­ра­зова­тель­ных и на­уч­ных ор­га­низа­ций;
  • де­ловых объ­еди­нений;
  • об­щес­твен­ных ор­га­низа­ций;
  • иных ор­га­низа­ций и объ­еди­нений.

Совет го­род­ской аг­ло­мера­ции фор­ми­ру­ет­ся из кан­ди­датов, пред­ла­га­емых пред­ста­витель­ны­ми ор­га­нами му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний-учас­тни­ков го­род­ской аг­ло­мера­ции.

Совет го­род­ской аг­ло­мера­ции осу­щест­вля­ет сог­ла­сова­ние пла­нов де­ятель­нос­ти упол­но­мочен­ных ор­га­нов или уп­равля­ющей ор­га­низа­ции, сог­ла­совы­ва­ет про­ек­ты сов­мес­тных му­ници­паль­ных пра­вовых ак­тов, под­го­тов­ленных ими, рас­смат­ри­ва­ет и ут­вер­жда­ет от­че­ты об их де­ятель­нос­ти.

Важ­ней­шим воп­ро­сом яв­ля­ет­ся про­веде­ние оцен­ки раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций. Для это­го це­лесо­об­разно про­водить на еже­год­ной ос­но­ве не­зави­симую оцен­ку пу­тем сбо­ра дан­ных офи­ци­аль­ной ста­тис­ти­ки, ве­домс­твен­ных дан­ных, оп­ро­сов. Орга­низа­ция та­кой оцен­ки дол­жна осу­щест­влять­ся со­ветом го­род­ской аг­ло­мера­ции.

Для на­коп­ле­ния све­дений о хо­де и ре­зуль­та­тах раз­ви­тия аг­ло­мера­ций, ти­ражи­рова­ния луч­ших аг­ло­мера­ци­он­ных прак­тик це­лесо­об­разно ис­поль­зо­вать по­тен­ци­ал ин­форма­ци­он­ных сис­тем. Для это­го це­лесо­об­разно соз­дать фе­дераль­ную го­сударс­твен­ную ин­форма­ци­он­ную сис­те­му – го­сударс­твен­ный ре­естр го­род­ских аг­ло­мера­ций, со­дер­жа­щую:
  • пас­порта го­род­ских аг­ло­мера­ций;
  • схе­мы го­род­ских аг­ло­мера­ций;
  • ком­плексные пла­ны - прог­раммы раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций;
  • сов­мес­тные му­ници­паль­ные пра­вовые ак­ты го­род­ских аг­ло­мера­ций;
  • све­дения об уп­равля­ющих ор­га­низа­ци­ях и про­филь­ных ор­га­нах пуб­личной влас­ти;
  • ре­зуль­та­ты оцен­ки раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций.

Не ме­нее важ­ным воп­ро­сом ос­та­ет­ся бюд­жетное пла­ниро­вание внут­ри го­род­ской аг­ло­мера­ции. Для это­го не­об­хо­димо при­нятие и раз­ра­бот­ка сов­мес­тно­го до­кумен­та – ос­новных нап­равле­ний бюд­жетной по­лити­ки го­род­ской аг­ло­мера­ции – с уче­том ко­торо­го раз­ра­баты­ва­ют­ся мес­тные бюд­же­ты учас­тни­ков аг­ло­мера­ции.

Важ­ны воп­ро­сом яв­ля­ет­ся под­го­тов­ка сов­мес­тных му­ници­паль­ных пра­вовых ак­тов. Пол­но­мочи­ем по раз­ра­бот­ке та­ких ак­тов дол­жна быть на­деле­на уп­равля­ющая ор­га­низа­ция.
Про­ек­ты сов­мес­тных му­ници­паль­ных пра­вовых ак­тов нап­равля­ют­ся в пред­ста­витель­ные ор­га­ны му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний-учас­тни­ков го­род­ских аг­ло­мера­ций и под­ле­жат пер­во­оче­ред­но­му рас­смот­ре­нию.

Сов­мес­тные му­ници­паль­ные пра­вовые ак­ты го­род­ских аг­ло­мера­ций со­дер­жат пра­вила ор­га­низа­ции де­ятель­нос­ти ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния по еди­но­об­разно­му ре­шению воп­ро­сов мес­тно­го зна­чения в му­ници­паль­ных об­ра­зова­ни­ях-учас­тни­ках аг­ло­мера­ции.

Сов­мес­тные му­ници­паль­ные пра­вовые ак­ты го­род­ских аг­ло­мера­ций ут­вер­жда­ют­ся ре­шени­ями ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в один день и име­ют еди­ные вы­ход­ные рек­ви­зиты.

Муни­ципаль­ные об­ра­зова­ния, гра­нича­щие с учас­тни­ками го­род­ских аг­ло­мера­ций, дол­жны иметь пра­во вой­ти в сос­тав го­род­ской аг­ло­мера­ции, под­пи­сав аг­ло­мера­ци­он­ное сог­ла­шение и рас­простра­нив на се­бя дей­ствие сов­мес­тных му­ници­паль­ных ак­тов.

Для пре­дос­тавле­ния жи­телям го­род­ских аг­ло­мера­ций ус­луг и про­веде­ния ра­бот мо­гут соз­да­вать­ся меж­му­ници­паль­ные хо­зяй­ствен­ные об­щес­тва, в ко­торых учас­тву­ют все му­ници­паль­ные об­ра­зова­ния-учас­тни­ки го­род­ских аг­ло­мера­ций. Хозяй­ствен­ные об­щес­тва го­род­ских аг­ло­мера­ций дей­ству­ют в со­от­ветс­твии с дей­ству­ющим граж­дан­ским за­коно­датель­ством.

На­ибо­лее важ­ным для жи­телей го­род­ских аг­ло­мера­ций воп­ро­сом яв­ля­ет­ся на­личие еди­ного стан­дарта и ка­чес­тва пре­дос­тавле­ния му­ници­паль­ных ус­луг и ус­луг, ока­зыва­емых му­ници­паль­ны­ми ор­га­низа­ци­ями, а так­же ор­га­низа­ци­ями, пре­дос­тавля­ющи­ми ус­лу­ги в сфе­ре пас­са­жир­ских пе­рево­зок, за­нятос­ти, куль­ту­ры, ком­му­наль­но­го об­слу­жива­ния и мно­гих дру­гих сфе­рах.

Для раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций как осо­бого ме­ханиз­ма уп­равле­ния раз­ви­ти­ем тер­ри­торий пот­ре­бу­ет­ся фор­ми­рова­ние но­вого на­бора пол­но­мочий ор­га­нов го­сударс­твен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации и ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, нап­равлен­ных на вза­им­ное сог­ла­сова­ние и обя­затель­ный учет мне­ния всех учас­тни­ков ра­боты по под­го­тов­ке уп­равлен­ческих ре­шений. Это нап­ря­мую свя­зано с сох­ра­нени­ем са­мос­то­ятель­нос­ти му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, об­ра­зу­ющих го­род­скую аг­ло­мера­цию.

Город­ская аг­ло­мера­ция под­ле­жит уп­раз­дне­нию в сле­ду­ющих слу­ча­ях:
* вы­хода всех сто­рон из аг­ло­мера­ци­он­но­го сог­ла­шения, ли­бо ког­да толь­ко од­на сто­рона ос­та­ет­ся учас­тни­ком аг­ло­мера­ци­он­но­го сог­ла­шения;
* при­нятия сов­мес­тно­го му­ници­паль­но­го пра­вово­го ак­та о прек­ра­щении го­род­ской аг­ло­мера­ции.

Для раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций как вы­соко зна­чимо­го нап­равле­ния раз­ви­тия тер­ри­торий ре­золю­ция Обще­го соб­ра­ния Обще­рос­сий­ско­го кон­грес­са му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний от 20 мая 2021 го­да пред­ла­га­ет ис­поль­зо­вать сле­ду­ющие инс­тру­мен­ты:

1. Раз­ви­тие за­коно­датель­ства о го­род­ских аг­ло­мера­ци­ях с оп­ре­деле­ни­ем и воз­можностью раз­ви­тия пра­вово­го ста­туса го­род­ских аг­ло­мера­ций как осо­бых форм меж­му­ници­паль­но­го сот­рудни­чес­тва по ре­али­зации меж­му­ници­паль­ных про­ек­тов со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия тер­ри­торий.

2. Содей­ствие фор­ми­рова­нию в гра­ницах аг­ло­мера­ций сов­ре­мен­ной го­род­ской сре­ды, еди­ной сис­те­мы до­рож­но-тран­спортной и ком­му­наль­но-энер­ге­тичес­кой ин­фраструк­ту­ры, сис­тем пре­дос­тавле­ния со­ци­аль­ных ус­луг и «об­ратной свя­зи» с на­селе­ни­ем.

3. Вов­ле­чение ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния круп­ных и круп­ней­ших го­родов, го­родов-мил­ли­он­ни­ков в ре­али­зацию на мес­тном уров­не го­сударс­твен­ных фун­кций и пре­дос­тавле­ние го­сударс­твен­ных ус­луг.

4. Фор­ми­рова­ние ме­ханиз­ма пе­рерас­пре­деле­ния от­дель­ных пол­но­мочий фе­дераль­ных ор­га­нов ис­полни­тель­ной влас­ти и ор­га­нов го­сударс­твен­ной влас­ти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации в поль­зу ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния круп­ных го­родов и го­родов-мил­ли­он­ни­ков.

5. Раз­ра­бот­ка по­ряд­ка под­го­тов­ки, ре­али­зации и мо­нито­рин­га дол­госроч­ных пла­нов со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия круп­ных и круп­ней­ших го­род­ских аг­ло­мера­ций (в т.ч. меж­ре­ги­ональ­но­го зна­чения).

6. Под­го­тов­ка пред­ло­жений по ор­га­низа­ци­он­но-фи­нан­со­вому обес­пе­чению ре­али­зации дол­госроч­ных пла­нов со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия круп­ных и круп­ней­ших го­род­ских аг­ло­мера­ций.

7. Обес­пе­чение тран­спортной дос­тупнос­ти тер­ри­торий му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, в том чис­ле пу­тем фор­ми­рова­ния сов­ре­мен­ных тран­спортно-до­рож­ных се­тей, стро­итель­ства, ка­питаль­но­го и те­куще­го ре­мон­та ав­то­мобиль­ных до­рог.

8. При­ори­тет сох­ра­нения объ­ек­тов ин­же­нер­ной, ком­му­наль­ной, со­ци­аль­ной и тран­спортной ин­фраструк­ту­ры му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний при оп­ти­миза­ции бюд­жетных рас­хо­дов.


http://okmo.news/new.php?2459