Эксперт ВАРМСУ предложила разработать единую методологию вовлечения жителей в бюджетный процесс
Круглый стол «О перспективах реализации инициативных проектов и иных практик непосредственного участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципального образования вопросов» состоялся 2 июля. Организатором выступил комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Модератором мероприятия выступил первый заместитель председателя комитета Андрей Шевченко.
В работе круглого стола приняли участие сенаторы РФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, эксперты. В их числе - начальник отдела правовой и методической поддержки органов местного самоуправления ВАРМСУ, доктор юридических наук, профессор Екатерина Шугрина.
Андрей Шевченко отметил, что в последние годы в регионах России активно развиваются практики инициативного или «народного» бюджетирования. Они предусматривают распределение части средств местного бюджета на основании инициатив жителей и под их контролем.
В июле 2020 года были внесены изменения в законодательство о местном самоуправлении и Бюджетный кодекс. Теперь на федеральном уровне закреплена одна из наиболее распространенных практик «народного» бюджета – инициативные проекты. Одновременно определен правовой режим инициативных платежей, добровольно уплачиваемых на их реализацию.
По словам сенатора, особенность существующих практик инициативного бюджетирования в регионах состоит в том, что практически все они предполагают обязательное софинансирование проектов со стороны населения. Доли определены разные, чаще всего от 1 до 5 процентов.
«Однако суть инициативных проектов – участие граждан в принятии бюджетных решений. Поэтому финансовый вклад жителей в реализацию проектов не должен быть обязательным условием их поддержки, главным критерием отбора. Важнее трудовое участие людей, что также предусмотрено законом. Это дисциплинирует участников проектов, побуждает жителей более ответственно отнестись к выбору проектов и их результатам», — подчеркнул Андрей Шевченко.
В своем выступлении Екатерина Шугрина обратила внимание на то, что появление определенного правового регулирования в части инициативных проектов на федеральном уровне – благо. О практике реализации инициативных проектов пока говорить рано (закон вступил в силу только 1 января 2021 года), но появляются примеры того, что на местах возникает определенная путаница – есть несколько похожих механизмов, которые имеют разное название, содержание, правовые основы, процедуры и т.п. К их числу можно отнести, например, инициативные проекты, инициативное бюджетирование, народный бюджет, наказы избирателей. Везде предусматривается определенное вовлечение жителей в бюджетный процесс и возможность инициирования проектов. Кроме того, есть еще проекты Минстроя России (комфортная городская среда) и Минсельхоза России (комплексное развитие сельских территорий), которые также предполагают подобные механизмы.
Эксперт ВАРМСУ предложила обратить внимание на важность единой методологии, синхронизации правового регулирования форм вовлечения граждан.
Запись круглого стола: https://www.youtube.com/watch?v=wk60X8wVV-c