Постановлением Правительства РФ введены существенные особенности осуществления муниципального контроля


Вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление).

Можно сказать, что введены беспрецедентные меры ограничений при осуществлении государственного и муниципального контроля в стране, призванные ослабить административное давление на бизнес и способствовать экономической активности.

Как данный акт повлияет на осуществление муниципального контроля.

1. Срок действия. Особенности при проведении плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ) вводятся на 2022 год.

2. В отношении плановых КНМ. Вводится фактический запрет на их проведение. Исключения установлены для некоторых видов государственного контроля (надзора). Исключений для органов местного самоуправления нет.

3. В отношении внеплановых КНМ. Проводятся только в исключительных случаях. Такие исключения разделены на три группы: по согласованию с прокуратурой, без согласования, с уведомлением прокуратуры.

Для органов местного самоуправления применимы следующие основания для внеплановых КНМ:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольно-надзорного органа информации.

б) без согласования с органами прокуратуры:

- по поручению Президента Российской Федерации;

- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

в) с извещением органов прокуратуры - для муниципальных видов контроля не установлено.

Если основанием для проведения внепланового КНМ для установленных постановлением объектов являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового КНМ незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры.

Что необходимо сделать сейчас?

В течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления:

- в отношении КНМ, дата начала которых наступает после вступления в силу постановления и проведение которых не допускается, контрольно-надзорных органов принимает единое решение об их отмене.

В срок не более 10 дней со дня вступления в силу постановления:

- сведения о завершении таких КНМ по причине их отмены вносятся КНО в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Издание дополнительных приказов, решений контрольно-надзорных органов не требуется.

4. В отношении КНМ, которые начаты, но не завершены:

Их осуществление не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных выше (пунктом 7 постановления (за исключением КНМ, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным постановлением).

Что необходимо сделать?

Завершить в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления КНМ, проведение которых не допускается в соответствии с постановлением и не завершенные на день вступления в силу постановления. В этот срок необходимо составить акт КНМ с внесением в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий соответствующих сведений.

В этом случае установлено одно исключение: в случае, если в ходе КНМ были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

5. Выдача предписаний по итогам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Вызывает вопросы техническое помещение данной нормы в п. 7 Постановления, а не отдельным пунктом. Но формулировка нормы указывает на то, что она применима ко всем случаям проведения контроля.

6. В отношении уже выданных предписаний до вступления в силу постановления:

- срок их исполнения продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

- контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольно-надзорный орган не позднее предпоследнего дня срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Остается открытым вопрос на какой срок контрольно-надзорных органов может дополнительно продлить срок исполнения такого предписания? Должен ли контрольно-надзорный орган руководствоваться нормой статьи 93 ФЗ 248?

7. Постановление не выделяет особенности в отношении разных категорий контролируемых лиц – организаций, ИП, физических лиц и одинаково распространяется на всех.

Подробнее:


https://www.varmsu.ru/novosti/postanovleniem-pravitelstva-rf-vvedeny-sushchestvennye-osobennosti-osu...