Отчёт Правления о результатах деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» в 2021 году и о приоритетных направлениях деятельности Ассоциации на 2022 год


Исполнительная дирекция Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» уже более 15 лет активно отстаивает интересы муниципального сообщества нашего региона на федеральном уровне, руководствуясь в своей работе Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Пензенской области, а также своим Уставом.
Ассоциация, представляя интересы органов местного самоуправления Пензенской области, активно сотрудничала с различными структурами регионального и федерального уровня, участвуя в решении вопросов органов местного самоуправления.
В отчетный период представители Ассоциации, члены Правления, сотрудники аппарата, принимали участие в совещаниях, проводимых под председательством Губернатора Пензенской области, заседаниях областного правительства, прокуратуры, региональных органов исполнительной власти, а также в мероприятиях Всероссийской ассоциации раз­ви­тия мес­тно­го самоуправления Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, где рассматривались вопросы социально-экономического развития регионов.
Деятельность Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» в 2021 году осуществляется в соответствии с планом.
Сре­ди важ­ней­ших нап­равле­ний ра­боты нашей Ассоциации в текущем го­ду стоит отметить под­го­тов­ку док­ла­да о состоянии местного самоуправления в Пензенской области в 2020 году для Конгресса муниципальных образований.        
Аналитические материалы, поступающие из регионов в Конгресс, являются важнейшим аспектом для определения основ государственной политики по развитию местного самоуправления. На их основе Конгресс занимается под­го­тов­кой док­ла­да о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации для Президента и Правительства Российской Федерации.
Исполнительная дирекция Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» выражает благодарность всем главам муниципальных образований Пензенской области за их высокую ответственность при решении этой важной задачи в перспективе развития местного самоуправления в Российской Федерации и непосредственно муниципальных территорий Пензенской области.
В соответствии с Уставом и планом работы на 2021 год были проведены 4 заседания Правления нашей Ассоциации. Участники заседания обсудили информацию о реализации в Пензенской области основных положений Послания президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля текущего года, направленных на улучшение качества жизни граждан.
Также была доведена информация о том, что в Государственной Думе в двух чтениях рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в работе над поправками которого принимал непосредственное участие губернатор Пензенской области Олег Владимирович Мельниченко. Данный законопроект конкретизирует стратегическое планирование на уровне муниципальных образований. Он позволит устранить проблемы организации процесса муниципального стратегического планирования. Кроме того, проект закона отвечает запросу времени на активное участие жителей в решении вопросов муниципалитета и региона, а также позволяет использовать в развитии муниципалитетов механизмов обратной связи между гражданами и органами публичной власти.
В мае текущего года решением участников Общего Собрания ОАТОС была принята Стратегия развития территориального общественного самоуправления до 2030 года, направленная на создание единой нормативно-правовой базы, а также набор и обучение активистов. Реализация стратегии будет проводиться в три этапа, в рамках которых будут создаваться границы и определяться центры по работе с ТОСами, проводиться набор и обучение активистов, а также формироваться единая нормативная база.
В ходе Общего собрания было отмечено, что при установлении границ ТОС необходимо учитывать границы избирательных участков и округов, "так как именно муниципальные и региональные депутаты могут стать главными подвижниками инициатив ТОСов".
В соответствии с принятием Стратегии развитии ТОС до 2030 года по инициативе исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» в июне текущего года в областном Правительстве состоялось совещание по стратегии развития ТОС в регионе под председательством врио заместителя Председателя Правительства Олега Ягова. Принято решение провести инвентаризацию существующих в муниципалитетах ТОС и рассмотреть возможность создания региональной ассоциации ТОС с целью участия в грантовых конкурсах некоммерческих организаций, в том числе в конкурсе Общенациональной ассоциации ТОС «Лучшие практики ТОС».
Для решения задачи по формированию конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и населения муниципалитетов губернатором Пензенской области Мельниченко Олегом Владимировичем было принято решение о создании в нашем регионе социально ориентированной некоммерческой организации «Ассоциация территориального общественного самоуправления Пензенской области», основной целью которой является социальная поддержка и защита граждан по вопросам непосредственного жизнеобеспечения населения и участия граждан в решении вопросов местного самоуправления на территории их проживания.
Для динамичного развития движения ТОС в нашем регионе нам необходимо принять государственную программу "Развитие и совершенствование системы территориального общественного самоуправления Пензенской области" на 2022–2026 годы, сформировать систему ресурсных центров, координирующих взаимодействие территориального общественного самоуправления с органами госвласти и органами местного самоуправления.
На территории Пензенской области по состоянию на 01.01.2021 года, по данным администраций городских округов и муниципальных районов Пензенской области, работают 137 ТОСов, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. Планируется создание 170 ТОС.
   Основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества, инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения, а также местной экономики. То есть ТОС принадлежит главная роль в решении задач привлечения граждан к участию в социальной и экономической системе местного самоуправления.
        Эффективную работу по решению вопросов местного значения могут осуществлять ТОС, зарегистрированные в качестве юридических лиц. Не зарегистрированные в качестве юридических лиц организации, не обладают статусом субъекта гражданских правоотношений, в том числе связанных с хозяйственной деятельностью, не могут аккумулировать денежные средства. Для ТОС, не являющихся юридическим лицом, недоступны целевая финансовая помощь из бюджетов, гранты на реализацию конкретных проектов по результатам конкурсов, проводимых органами государственной, муниципальной власти и некоммерческими фондами.
О необходимости проработки вопроса об оптимизации организационно-правовой формы юридического лица для ТОС, упрощения процедуры регистрации как юридических лиц впервые публично говорилось на Парламентских слушаниях в Москве. Также было поручено представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих в том числе установление особенностей регулирования деятельности ТОС как некоммерческой организации, предоставление мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций-исполнителей общественно полезных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ – создать условия для развития ТОС и обеспечить широкое привлечение граждан по благоустройству территорий муниципальных образований и их непосредственное участие в такой деятельности.
До настоящего времени в действующее законодательство не внесены изменения упрощающие для ТОС порядок его регистрации как юридического лица и формы отчётности.
Необходимо законодательно детально прописать порядок регистрации ТОС и признать отдельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций.
Процесс регистрации, в качестве юридических лиц целесообразно проводить одновременно с процессом выделения денежных средств на субсидии и конкурсы, направленные на формирование комфортной среды, содействие благоустройству муниципальных образований, другие общественно значимые проекты местного сообщества. Поскольку только финансовая поддержка инициатив ТОС сможет обеспечить их реальное существование и эффективную работу.
   На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Проанализировав информацию, полученную из муниципалитетов, можно сделать следующие выводы:
1. Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.
2. Население готово участвовать в территориальном общественном самоуправлении при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.
3. Недостаточная ресурсная (в первую очередь - финансовая) обеспеченность деятельности органов территориального общественного самоуправления, недостаточное участие в финансировании деятельности и инициатив ТОС как органов местного самоуправления, так и субъектов местного самоуправления ввиду отсутствия отработанных механизмов финансирования, а также неразвитого взаимодействия между ТОС, НКО и органами местного самоуправления. Результатом является недостаточное методическое обеспечение и слабая материальная база.
4. Отсутствие материального стимулирования активистов территориального общественного самоуправления.
Для решения проблемы развития ТОС в регионе необходимо:
1. Утверждение государственной программы Пензенской области "Развитие и совершенствование системы территориального общественного самоуправления Пензенской области" на 2022 - 2026 годы.
2. Создание комиссии для подготовки программы Пензенской области "Развитие и совершенствование системы территориального общественного самоуправления Пензенской области" на 2022 - 2026 годы в составе:
- Министерство внутренней и информационной политики Правительства Пензенской области,
- Министерство финансов Пензенской области,
- Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области,
- Правовое управление Правительства Пензенской области,
- Ассоциация «Совет муниципальных образований Пензенской области».
3. Создание Координационного совета при Губернаторе Пензенской области по развитию территориального общественного самоуправления Пензенской области.
4. Создание активно работающих общественных (координационные) советов, способствующих широкому и гласному обсуждению важнейших вопросов жизни муниципальных образований по вопросам ТОС.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Пензенской области» оказывает органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области информационное, организационное и правовое содействие в работе по формированию и деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Считаем целесообразно создать региональный ресурсный центр по работе с муниципальными центрами в рамках формирования населением ТОС.
Главная цель создания регионального ресурсного центра и муниципальных центров по работе с ТОС – концентрация всех видов ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, информационных и др.) и повышение эффективности их использования и согласованности действий всех участников тосовского движения.
         В связи с вышеизложенным для активного вовлечения населения Пензенской области в процессы формирования и развития ТОС для эффективного решения вопросов местного значения считаем необходимым активизировать работу с инициативным населением, что позволит более динамично включиться в реализацию национальных проектов, закона «Об инициативном бюджетировании», а также поможет в развитии муниципального контроля на территориях муниципалитетов.
Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы муниципального управления, позволяющей оперативно реагировать на многие проблемы жизнедеятельности населения и развитие муниципалитета в целом.
В мае текущего года представители исполнительной дирекции нашей Ассоциации приняли участие в отчетно-выборном Общем Собрании Общероссийского Конгресса муниципальных образований, в ходе которого было отмечено, что основными достижениями муниципального сообщества за последние три года стали начало работы над Основами государственной политики в области развития местного самоуправления на период до 2030 года, увеличение призового фонда и числа призеров Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», а также включение муниципальных вопросов в актуальную повестку Государственной Думы ФС РФ и Правительства России.
По итогам Общего Собрания Общероссийского Конгресса муниципальных образований был принят проект ре­золю­ции, которая включает в себя пе­речень предложений, нап­равлен­ных на по­выше­ние ро­ли мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в соцально-экономи­чес­ких про­цес­сах с целью пол­но­цен­но­го вклю­чения муниципально­го уров­ня в еди­ную сис­те­му публичной влас­ти.
Исполнительная дирекция Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» подготовила и направила в Конгресс дополнения в резолюцию.  
Считаем, что одними из главных направлений работы Конгресса являются:
1. Снижение контрольно-надзорной нагрузки на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления как подконтрольные лица испытывают на себе бремя множества обязательств, вытекающих из предписаний и наложение штрафов, вынесенных по результатам проверок, проведенных государственными контрольно-надзорными органами. Основной проблемой, с которой сталкиваются органы местного самоуправления, является невозможность оперативно исполнять предписания, что влечет их накопление со стороны контрольно­надзорных органов и ужесточение ответственности.
         2. Ключевым вопросом деятельности органов местного самоуправления является бесперебойное исполнение возложенных на них полномочий. В тоже время многие аспекты финансирования, правового регулирования, организационного и методического сопровождения имеют критически значимый характер. Исполнение полномочий по реализации прав органов местного самоуправления вне зависимости от правовой природы сталкивается с недостаточным их финансовым обеспечением, что может создавать риски не достижения на местах поставленных национальных целей.
                3. Важным аспектом является цифровизация муниципального управления посредством внедрения цифровых технологий в административные процедуры, делопроизводство в органах местного самоуправления, процессы взаимодействия органов местного самоуправления с органами гocyдарственной власти, гражданами и юридическими лицами в целях сокращения сроков и повышения качества принимаемых решений.
Приоритетным направлением в работе Ассоциации в 2021 году, как и в прошлые годы, остается совершенствование правовых основ организации местного самоуправления, распространение лучших муниципальных практик.
Ассоциация в текущем году участвует в разработке законодательства в сфере местного самоуправления, экспертизе проектов законов и иных нормативных актов Пензенской области.
А именно, в Конгресс муниципальных образований исполнительной дирекцией Ассоциации направлены предложения по оптимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов местного самоуправления, по разработке законодательного введения «бюджета (фонда) развития» муниципального образования, установлению принципов его формирования и использования, а также принятия мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности муниципалитетов путем рассмотрения возможности внесения изменений в налогово-бюджетную систему.
Важно отметить, что нашей Ассоциацией подготовлены и направлены в Ассоциацию развития местного самоуправления предложения в Основы государственной политики в области развития местного самоуправления на период до 2030 года и Стратегию развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации, которые были учтены при принятии данных документов.
С целью правового обеспечения муниципальных образований аппарат Ассоциации два раза в месяц направляет в городские округа и муниципальные районы обзор изменений законодательства о местном самоуправлении и ежеквартально обзор судебной практики.
Также сотрудники Ассоциации принимали участие в работе комиссии по организации и проведению регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», который проводится в целях организации системной работы по выявлению, обобщению и распространению успешного опыта муниципальных образований. Эта работа ведется совместно с органами государственной власти региона - кураторами конкурса.
Исполнительной дирекцией Ассоциации подготовлена информация для муниципалитетов по участию в данном конкурсе и размещена на официальном сайте Ассоциации.
На протяжении уже нескольких лет во всех регионах России празднуется День местного самоуправления, утвержденный Указом Президента РФ N805 от 10 июня 2012 года.
В текущем году было организовано празднование 15-летия со дня образования Конгресса муниципальных образований Пензенской области и нашей Ассоциации. Нами проведена работа по выявлению наиболее активных общественных деятелей, руководителей и сотрудников органов местного самоуправления, внесших значительный вклад в развитие муниципальных образований нашего региона. В общей сложности благодарностями Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, Конгресса муниципальных образований Пензенской области и нашей Ассоциации были отмечены более 150 человек.
В целях повышения престижа муниципальной службы, выявления и поддержки муниципальных кадров, имеющих значительные достижения в сфере местного самоуправления, Ассоциация проводит конкурс «Лучший специалист в сфере местного самоуправления Пензенской области» по 8 номинациям. Победители конкурса будут награждены на Съезде членов нашей Ассоциации в декабре текущего года.
С 2013 года Ассоциация инициирует проведение во всех муниципальных образованиях области конкурса среди учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений на лучший реферат.
В текущем году в конкурсе приняли участие более 400 учащихся 10-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Пензенской области. Победители конкурсов были отмечены дипломами, а их руководителям вручены благодарности.
Пользуясь случаем, благодарю всех организаторов конкурса в муниципальных образованиях.
На современном этапе реформа местного самоуправления требует серьезного отношения к наличию социальных знаний у населения о роли жителей в решении вопросов местного значения. Очень важно, чтобы в школах изучали основы местного самоуправления, что позволит воспитать активных граждан.
Ассоциация работает открыто. Ее деятельность освещается как в федеральных, так и в региональных, и муниципальных средствах массовой информации.
Подробная информация о конкурсах, проводимых Ассоциацией, организуемых вебинарах и других мероприятиях размещается на нашем сайте.
В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления в повышении уровня квалификации муниципальных кадров исполнительная дирекция Ассоциации разработала сборник методических рекомендаций «В помощь молодому главе администрации муниципального образования Пензенской области», который размещен на официальном сайте Ассоциации.
Хотелось бы отметить, что на декабрь 2021 года запланировано проведение Съезда Всероссийской ассоциации раз­ви­тия мес­тно­го самоуправления, первым заместителем Председателя Высшего Совета которой является губернатор Пензенской области Олег Владимирович Мельниченко.
На съезде будут определены основные направления, стратегия развития системы местного самоуправления на современном этапе.
На рабочем совещании по подготовке к съезду ВАРМСУ Олег Владимирович особо подчеркнул, что стратегическая цель всех органов местного самоуправления  - это, прежде всего, улучшение жизни людей.
Для достижения этой цели нам с вами надо конструктивно взаимодействовать с населением.