Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» Василий Трохин принял участие в расширенном заседании Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
В связи с этим на различных площадках организовано обсуждение законопроекта.
Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Иван Цецерский принял участие в совещании на тему повышения кадрового потенциала органов местного самоуправления, связанных с подготовкой специалистов по договорам о целевом обучении. Мероприятие состоялось 1 февраля т.г. на площадке Совета Федерации ФС РФ.
По словам Ивана Цецерского, проблема в том, что органы местного самоуправления становится некой «кузницей кадров»: муниципальные служащие разного уровня, набравшись опыта и компетенций, зачастую уходят выше – в региональную власть, территориальное управление, в бизнес. Тем временем, на местном уровне квалифицированных сотрудников не хватает, сменяемость высокая. При этом конкуренция, особенно в малых населенных пунктах, низкая.
В четверг, 17 марта 2022 года, председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» Василий Трохин принял участие в расширенном заседании Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления.
Исполнительной дирекцией Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» было организовано обсуждение проекта федерального закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в муниципалитетах, у которых возник ряд вопросов и предложений:
- так, например, в законопроекте нет легального определения таких базовых понятий, как «муниципальное образование» (конституционный термин), «муниципальная должность», «органы местного самоуправления» (конституционный термин), «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» и их соотнесения с «вопросами местного значения» (конституционный термин), «вопросы обеспечения жизнедеятельности населения», «должностное лицо» и «выборное должностное лицо» местного самоуправления, «муниципальный правовой акт», «административный центр» и т.д. При этом важно учитывать тот факт, что определений данных понятий нет нигде в действующем российском законодательстве,
- согласно пункту 6 части 3 статьи 21 законопроекта основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Неясно, что подразумевается под словом «систематическое». Без точного определения временного периода либо количественного показателя, а также установления точных критериев определения показателей эффективности деятельности возникнут разночтения и проблемы в правоприменительной практике,
- в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность (часть 18 статьи 19 законопроекта). Не ясно, должен ли глава муниципального образования, как лицо, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, отчитываться перед органами государственной власти о своей деятельности,
- в соответствии с Пояснительной запиской к указанному проекту частью 2 статьи 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрен круг лиц, из числа которых может быть назначен староста ‒ это граждане, проживающие на территории данного сельского населенного пункта и обладающие активным избирательным правом. В то же время на практике активными старостами также могли бы быть граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в сельском населенном пункте, но обладающие зарегистрированными правами на недвижимое имущество (жилой дом, земельный участок), расположенное в данном населенном пункте. Однако данная категория активистов является наиболее эффективной и работоспособной в решении вопросов местного значения, что связано, в том числе, и с профессиональными качествами: наличие высшего образования, опыт руководящей работы, умение выстраивать конструктивные отношения с органами местного самоуправления. В то же время с учетом положений статьи 27.1 Федерального закона №131-ФЗ данная категория граждан не вправе быть старостами.
Любая государственная политика, и, конечно же, кадровая в том числе, должна разрабатываться и осуществляться на необходимой и достаточной по своей полноте четкости и ясности законодательной нормативно-правовой основе. Действующая нормативно-правовая база далека от совершенства. Но, ни один закон, каким бы он ни был совершенным по своей целесообразности, не будет работать, если его введение в жизнь не подкреплено соответствующими ресурсами, включая кадровые, материально-техническое и финансовое обеспечение.
Только системный подход позволяет отразить современную кадровую политику в сфере государственного и муниципального управления во всей ее целостности как сложную систему, предоставляющую собой совокупность политических и организационных мер, направленных на формирование высокопрофессионального кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления.
Наша задача – максимально сохранить тот кадровый потенциал местного самоуправления и поселенческого звена, который на сегодняшний день у нас есть. Да, изменится статус, не будет Комитетов народных представителей, но население в любом случае не должно страдать, люди будут в полном объёме получать необходимые услуги, которые обязаны предоставлять гражданам органы местного самоуправления.
Что касается введения института старост. Статус института пока ещё будет обсуждаться во втором чтении. Допускается для старост возможность работать по трудовому договору, то есть получать определённую плату за свой труд. Но в любом случае кандидатуры старост поселений будут выдвигать жители населённых пунктов, они будут этого человека делегировать».
Учитывая практику деятельности старост населенных пунктов, предлагается установить возможность назначения старосты сельского населенного пункта не только от одного сельского населенного пункта, а также от нескольких сельских населенных пунктов, от части территории сельского населенного пункта, расположенных в границах поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории.
Принятие указанных изменений позволит усовершенствовать уже существующий институт старост, а также ускорить процесс внедрения института старост.
Кроме того, в отдаленных малочисленных деревнях и селах зачастую имеют регистрацию по месту жительства не более 10 человек и, как правило, все пенсионного возраста, а домовладений насчитывается более 50 единиц. Данные факты свидетельствуют о возможности расширения круга лиц, из числа которых может быть назначен староста, а именно дополнение категории лицами, обладающими зарегистрированными правами на недвижимое имущество в сельском населенном пункте и достигшими возраста 18 лет.
Очевидно, что в условиях дотационности сельских населенных пунктов обеспечить полноценное функционирование деятельности сельских старост без дополнительного финансирования будет затруднительно. Учитывая, что в настоящее время институт сельских старост получает все большее распространение, целесообразно изучить уже имеющийся опыт российской муниципальной практики, накопленный в данной сфере, и на его основе выработать предложения по правовому регулированию статуса сельских старост, организационным, финансовым основам их деятельности с возможной дальнейшей разработкой модельного закона субъекта РФ о сельских старостах.
Формирование резерва кадров - задача непростая и весьма кропотливая, требующая целенаправленности, времени и усилий, как со стороны руководства отдельного властного органа, так и государства в целом. Кроме того, она осложняется отсутствием в настоящее время нормативно-правовой основы, определяющей статус кадрового резерва и процедуру выдвижения людей на вакантную должность.