Международное межмуниципальное сотрудничество должно выстраиваться на новых условиях
18 апреля 2022 г. состоялось Общее Собрание Общероссийского Конгресса муниципальных образований, в ходе которого была отмечена необходимость активизации международных межмуниципальных связей на площадках СНГ и БРИКС.
Президент Конгресса, депутат Государственной Думы Виктор Кидяев отметил, что в текущих условиях важно выстраивать международное межмуниципальное сотрудничество на новых условиях.
«Уверен, что наращивание активности и развитие нашего потенциала на направлениях СНГ и БРИКС позволит наладить обмен опытом и примечательными муниципальными практиками с муниципалитетами государств, которые высоко ценят международную дружбу и сотрудничество, а не руководствуются сиюминутными политическими интересами. Необходимо скорректировать вектор международного сотрудничества муниципалитетов» - отметил Виктор Кидяев.
Исполнительная дирекция ОКМО взяла интервью у Первого Вице-президента Конгресса, Председателя Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга Всеволода Федоровича Беликова.
- Всеволод Федорович, 18 апреля состоялось Общее собрание Конгресса, где были подведены итоги 2021 года и намечены планы на следующие годы. Принимая во внимание Ваш большой опыт работы в статусе руководителя российской делегации в Палате местных властей КМРВСЕ и активную деятельность Совета муниципальных образований, который Вы возглавляете, в налаживании международных контактов на муниципальном уровне, нельзя не спросить, Как Вы в целом оцениваете перспективы развития международного межмуниципального сотрудничества в сложившейся обстановке? Какие последствия выхода России из Совета Европы?
- Полномасштабные последствия нынешних событий еще предстоит оценить, но совершенно точно можно говорить о том, что мир уже не будет прежним. Потери от выхода из Совета Европы будут обоюдными. Пострадает и реализация совместных проектов.
Участвуя в работе Совета Европы, мы с коллегами традиционно поддерживали культуру консенсуса, суть которой в стремлении прилагать максимум усилий для поиска компромиссных решений, учитывающих позиции всех стран. Наше стремление продвигать объединительную повестку в соответствии с задачами и целями, сформулированными в Уставе Совета Европы, вызывало стойкое неприятие. В частности, все попытки привлечь внимание к бедственному положению людей в Донбассе упирались в стену равнодушия.
Абсолютно согласен с Сергеем Викторовичем Лавровым, что Совет Европы превратился в «очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования».
- В своем докладе Виктор Борисович Кидяев отметил, что меняется вектор для международного сотрудничества. Куда будет направлен этот вектор, по Вашему мнению?
- В первую очередь, в сторону тех стран, с которыми у нас сохраняются партнёрские дружеские и добрые отношения. Это, безусловно, государства-участники СНГ. Особое внимание, с точки зрения межмуниципального сотрудничества, стоит уделить Белоруссии. На сегодняшний день сформированной дорожной карты по такому виду взаимодействия у нас нет, что, на мой взгляд, не соответствует той заинтересованности наших стран друг в друге, которая существует и, очевидно, будет укрепляться.
В Санкт-Петербурге инициатива Совета муниципальных образований по созданию форума межмуниципального международного сотрудничества в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ была предварительно поддержана Генеральным секретарем Организации.
Конгресс обладает статусом наблюдателя в постоянной Комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления МПА СНГ. В нынешних реалиях стоит, как мне кажется, вернуться к обсуждению реализации такого механизма взаимодействия как Форум регионов государств - участников СНГ, где представители органов регионального и местного самоуправления, ассоциаций межмуниципального и регионального сотрудничества смогли бы совместно обсуждать самые острые вопросы в сфере местного самоуправления, обмениваться лучшим опытом деятельности, вырабатывая коллегиальные решения и определяя общие векторы развития местного самоуправления как основы правового, демократического и эффективного государства.
Ну, и, конечно, это страны-участницы БРИКС. Главная задача участия нашей страны в этом объединении — способствовать формированию более справедливого и устойчивого мирового порядка.
- На осень 2022 года в городе Сямень в Китае запланировано проведение Форума породненных городов стран БРИКС. Как вы считаете, какой потенциал у подобных форумов и в особенности со странами БРИКС?
- Как я уже отмечал ранее, мировой порядок уже не будет прежним. А вот каким он будет, зависит в том числе и от БРИКС.
БРИКС – уникальная площадка для многопрофильного взаимодействия. Перед данным объединением стоят масштабные задачи, в реализации которых немаловажную роль играют гуманитраные связи. И в этом контексте диалог на уровне муниципалитетов играет все более значимую роль. Это и обмен опытом по вопросам урбанистики, информационных технологий в сфере ЖКХ, включая инструменты искусственного интеллекта, вопросы экономического сотрудничества, туристического и культурного обмена.
Несмотря на попытки Соединенных Штатов вбить клин между Россией и Китаем, российско-китайские отношения, скорее всего, могут только укрепиться. Такие форумы на территории Китая будут этому, безусловно, способствовать.
- Какая роль отводится общероссийским муниципальным ассоциациям в международной повестке по Вашему мнению?
- Общероссийский Конгресс муниципальных образований и ВАРМСУ как представители всего муниципального сообщества России на международном уровне могут выстраивать и укреплять отношения по линии местных сообществ с ассоциациями и союзами муниципалитетов тех иностранных государств, с которыми у России установлены отношения партнерства и взаимодействия.
Наряду с использованием механизмов дипломатии местных сообществ, это большой вклад в укрепление положения Российской Федерации на международной арене.
Заключение соглашений о взаимодействии с межмуниципальными ассоциациями иностранных государств позволяет формализовать уже установившиеся контакты, сделать сотрудничество более системным и эффективным.
Кроме того, абсолютно согласен с Виктором Борисовичем, что необходимо выстраивать системную работу в сотрудничестве с профильными федеральными структурами по формированию муниципальной части делегаций для участия в различных форумах с учетом внешнеполитического курса, оказывать помощь в подготовке презентационных материалов для демонстрации их потенциала, а также помощь в заключении соглашений на площадках форумов.
Президент Конгресса, депутат Государственной Думы Виктор Кидяев отметил, что в текущих условиях важно выстраивать международное межмуниципальное сотрудничество на новых условиях.
«Уверен, что наращивание активности и развитие нашего потенциала на направлениях СНГ и БРИКС позволит наладить обмен опытом и примечательными муниципальными практиками с муниципалитетами государств, которые высоко ценят международную дружбу и сотрудничество, а не руководствуются сиюминутными политическими интересами. Необходимо скорректировать вектор международного сотрудничества муниципалитетов» - отметил Виктор Кидяев.
Исполнительная дирекция ОКМО взяла интервью у Первого Вице-президента Конгресса, Председателя Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга Всеволода Федоровича Беликова.
- Всеволод Федорович, 18 апреля состоялось Общее собрание Конгресса, где были подведены итоги 2021 года и намечены планы на следующие годы. Принимая во внимание Ваш большой опыт работы в статусе руководителя российской делегации в Палате местных властей КМРВСЕ и активную деятельность Совета муниципальных образований, который Вы возглавляете, в налаживании международных контактов на муниципальном уровне, нельзя не спросить, Как Вы в целом оцениваете перспективы развития международного межмуниципального сотрудничества в сложившейся обстановке? Какие последствия выхода России из Совета Европы?
- Полномасштабные последствия нынешних событий еще предстоит оценить, но совершенно точно можно говорить о том, что мир уже не будет прежним. Потери от выхода из Совета Европы будут обоюдными. Пострадает и реализация совместных проектов.
Участвуя в работе Совета Европы, мы с коллегами традиционно поддерживали культуру консенсуса, суть которой в стремлении прилагать максимум усилий для поиска компромиссных решений, учитывающих позиции всех стран. Наше стремление продвигать объединительную повестку в соответствии с задачами и целями, сформулированными в Уставе Совета Европы, вызывало стойкое неприятие. В частности, все попытки привлечь внимание к бедственному положению людей в Донбассе упирались в стену равнодушия.
Абсолютно согласен с Сергеем Викторовичем Лавровым, что Совет Европы превратился в «очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования».
- В своем докладе Виктор Борисович Кидяев отметил, что меняется вектор для международного сотрудничества. Куда будет направлен этот вектор, по Вашему мнению?
- В первую очередь, в сторону тех стран, с которыми у нас сохраняются партнёрские дружеские и добрые отношения. Это, безусловно, государства-участники СНГ. Особое внимание, с точки зрения межмуниципального сотрудничества, стоит уделить Белоруссии. На сегодняшний день сформированной дорожной карты по такому виду взаимодействия у нас нет, что, на мой взгляд, не соответствует той заинтересованности наших стран друг в друге, которая существует и, очевидно, будет укрепляться.
В Санкт-Петербурге инициатива Совета муниципальных образований по созданию форума межмуниципального международного сотрудничества в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ была предварительно поддержана Генеральным секретарем Организации.
Конгресс обладает статусом наблюдателя в постоянной Комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления МПА СНГ. В нынешних реалиях стоит, как мне кажется, вернуться к обсуждению реализации такого механизма взаимодействия как Форум регионов государств - участников СНГ, где представители органов регионального и местного самоуправления, ассоциаций межмуниципального и регионального сотрудничества смогли бы совместно обсуждать самые острые вопросы в сфере местного самоуправления, обмениваться лучшим опытом деятельности, вырабатывая коллегиальные решения и определяя общие векторы развития местного самоуправления как основы правового, демократического и эффективного государства.
Ну, и, конечно, это страны-участницы БРИКС. Главная задача участия нашей страны в этом объединении — способствовать формированию более справедливого и устойчивого мирового порядка.
- На осень 2022 года в городе Сямень в Китае запланировано проведение Форума породненных городов стран БРИКС. Как вы считаете, какой потенциал у подобных форумов и в особенности со странами БРИКС?
- Как я уже отмечал ранее, мировой порядок уже не будет прежним. А вот каким он будет, зависит в том числе и от БРИКС.
БРИКС – уникальная площадка для многопрофильного взаимодействия. Перед данным объединением стоят масштабные задачи, в реализации которых немаловажную роль играют гуманитраные связи. И в этом контексте диалог на уровне муниципалитетов играет все более значимую роль. Это и обмен опытом по вопросам урбанистики, информационных технологий в сфере ЖКХ, включая инструменты искусственного интеллекта, вопросы экономического сотрудничества, туристического и культурного обмена.
Несмотря на попытки Соединенных Штатов вбить клин между Россией и Китаем, российско-китайские отношения, скорее всего, могут только укрепиться. Такие форумы на территории Китая будут этому, безусловно, способствовать.
- Какая роль отводится общероссийским муниципальным ассоциациям в международной повестке по Вашему мнению?
- Общероссийский Конгресс муниципальных образований и ВАРМСУ как представители всего муниципального сообщества России на международном уровне могут выстраивать и укреплять отношения по линии местных сообществ с ассоциациями и союзами муниципалитетов тех иностранных государств, с которыми у России установлены отношения партнерства и взаимодействия.
Наряду с использованием механизмов дипломатии местных сообществ, это большой вклад в укрепление положения Российской Федерации на международной арене.
Заключение соглашений о взаимодействии с межмуниципальными ассоциациями иностранных государств позволяет формализовать уже установившиеся контакты, сделать сотрудничество более системным и эффективным.
Кроме того, абсолютно согласен с Виктором Борисовичем, что необходимо выстраивать системную работу в сотрудничестве с профильными федеральными структурами по формированию муниципальной части делегаций для участия в различных форумах с учетом внешнеполитического курса, оказывать помощь в подготовке презентационных материалов для демонстрации их потенциала, а также помощь в заключении соглашений на площадках форумов.