Разворотнева: представителям ОМСУ приходится вести круглосуточную битву за чистоту информационного поля


В рам­ках юби­лей­но­го го­да 15-ле­тия при­нятия Феде­раль­но­го за­кона от 2 мар­та 2007 г. № 25-ФЗ «О му­ници­паль­ной служ­бе в Рос­сий­ской Феде­рации» Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний (ОКМО) пуб­ли­ку­ет ин­тервью с опыт­ны­ми му­ници­паль­ны­ми де­яте­лями, в ко­торых они де­лят­ся сво­им взгля­дом на сос­то­яние и раз­ви­тие мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в на­шей стра­не.

Свет­ла­на Раз­во­рот­не­ва – рос­сий­ский об­щес­твен­ный и по­лити­чес­кий де­ятель. Депу­тат Госу­дарс­твен­ной Думы Феде­раль­но­го соб­ра­ния Рос­сий­ской Феде­рации VIII со­зыва, пред­се­датель Коми­тета Кон­грес­са по воп­ро­сам жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ства, за­мес­ти­тель Пред­се­дате­ля Коми­тета Госу­дарс­твен­ной Думы ФС РФ по стро­итель­ству и жи­лищ­но-ком­му­наль­но­му хо­зяй­ству.

Опи­ра­ясь на мно­голет­ний стаж и лич­ный опыт, Свет­ла­на Раз­во­рот­не­ва оце­нила пе­реме­ны, ко­торые про­ис­хо­дят в мес­тном са­мо­уп­равле­нии Рос­сии се­год­ня, и да­ла на­путс­твия мо­лодым гла­вам му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний.

Нас­коль­ко из­ме­нил­ся под­ход к му­ници­паль­ной влас­ти с те­чени­ем вре­мени? Гла­ва му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния сей­час и 20-30 лет на­зад – чем от­ли­ча­ют­ся, а что ос­та­ет­ся не­из­менным, на ваш взгляд?

Сегод­ня ор­га­ны мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния де фак­то - сос­тавная часть еди­ной пуб­личной влас­ти. Руко­води­тели ОМСУ плот­нее вза­имо­дей­ству­ют с пред­ста­вите­лями ре­ги­ональ­ных ор­га­нов влас­ти, мень­ше ста­ло кон­флик­тов меж­ду субъ­ек­то­выми и мес­тны­ми влас­тя­ми. (В не­дале­ком прош­лом кон­флик­ты меж­ду ре­ги­оном и ру­ководс­твом сто­лич­но­го цен­тра бы­ли поч­ти пра­вилом). С дру­гой сто­роны, ос­та­лась не­из­менной ос­новная фун­кция мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Оно от­ве­ча­ет за ос­но­вы жиз­не­обес­пе­чения в го­родах и по­сел­ках. Ком­му­наль­ная, до­рож­ная и тран­спортная ин­фраструк­ту­ра, обес­пе­чение жиль­ем нуж­да­ющих­ся, рын­ки и тор­говля, гра­дос­тро­итель­ная по­лити­ка и мно­гое дру­гое, что сос­тавля­ет суть жиз­ни каж­до­го му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния – все это в боль­шинс­тве ре­ги­онов обес­пе­чива­ют ор­га­ны мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Но, по-преж­не­му в боль­шинс­тве слу­ча­ев бюд­же­ты ОМСУ яв­но не­дос­та­точ­ны для вы­пол­не­ния всех этих фун­кций.

Одно из ве­яний но­вого вре­мени – это пе­реход на циф­ро­вые тех­но­логии, элек­трон­ный до­кумен­то­обо­рот, го­сударс­твен­ные и му­ници­паль­ные ус­лу­ги в элек­трон­ном ви­де. Как это пов­ли­яло на ра­боту чи­нов­ни­ков?

Счи­таю, что с од­ной сто­роны, ра­бота мес­тных влас­тей бла­года­ря циф­ро­виза­ции ста­новит­ся все бо­лее проз­рачной. Бла­года­ря соц­се­тям все слож­нее «ута­ить ши­ло в меш­ке». Это зас­тавля­ет пред­ста­вите­лей ОМСУ вес­ти круг­ло­суточ­ную бит­ву за чис­то­ту ин­форма­ци­он­но­го по­ля, предъ­яв­ля­ет по­вышен­ные тре­бова­ния к опе­ратив­ности ре­ак­ций на зап­ро­сы граж­дан. Конеч­но не­ред­ко циф­ро­виза­ция опе­режа­ет воз­можнос­ти мес­тных влас­тей. Для осу­щест­вле­ния элек­трон­но­го до­кумен­то­обо­рота, за­пол­не­ния мно­гочис­ленных ин­форма­ци­он­ных сис­тем не хва­та­ет пер­вичной ин­форма­ции. Не вы­вере­ны ре­ес­тры до­мов и зе­мель­ных учас­тков, не всег­да оциф­ро­ваны све­дения о по­луча­телях ус­луг. Дале­ко не во всех му­ници­пали­тетах хва­та­ет ква­лифи­циро­ван­ных спе­ци­алис­тов, спо­соб­ных опе­ратив­но ос­ва­ивать но­вые тех­но­логии. Еще од­на проб­ле­ма – циф­ро­виза­ция соз­да­ет ил­лю­зию, что че­лове­чес­кое об­ще­ние и учас­тие мож­но за­менить элек­трон­ным. Но лю­ди не всег­да го­товы к за­мене жи­вого со­бесед­ни­ка чат-бо­тами. Ког­да от­ве­ты на все воп­ро­сы да­ет ро­бот, это за­час­тую вы­зыва­ет про­тест и не­пони­мание.

В Госу­дарс­твен­ной Думе в нас­то­ящее вре­мя рас­смат­ри­ва­ет­ся за­коноп­ро­ект «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­низа­ции мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в еди­ной сис­те­ме пуб­личной влас­ти». Что вы ду­ма­ете об этом до­кумен­те? Будет ли он при­нят и ус­пешно ре­али­зован, на ваш взгляд?

При­нятие за­коноп­ро­ек­та во вто­ром чте­нии нес­коль­ко раз от­кла­дыва­лось. Это свя­зано с тем, что пред­ло­жен­ная вер­сия за­кона выз­ва­ла шквал кри­тики со сто­роны му­ници­паль­но­го со­об­щес­тва и эк­спер­тов. Рабо­та по ре­фор­ми­рова­нию сло­жив­шей­ся в стра­не сис­те­мы мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния тре­бу­ет очень вни­матель­ной, ос­то­рож­ной, скру­пулёз­ной ра­боты. Раз­ра­бот­чи­ки же, на мой взгляд, по­пыта­лись «раз­ру­шить ста­рый мир до ос­но­вания», что­бы за­тем пос­тро­ить но­вую конс­трук­цию, пре­иму­щес­тва ко­торой не­оче­вид­ны. Безус­ловно, 131 ФЗ тре­бовал из­ме­нений. Неко­торые су­щес­тву­ющие пол­но­мочия, оче­вид­но, пло­хо вы­пол­ня­ют­ся ор­га­нами мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния по при­чине от­сутс­твия средств, иног­да – от­сутс­твия ква­лифи­циро­ван­ных кад­ров. Но эти проб­ле­мы тре­бу­ют ак­ку­рат­ных, то­чеч­ных из­ме­нений. А не гло­баль­но­го пе­ре­ус­трой­ства сис­те­мы, ко­торое мо­жет быть очень бо­лез­ненным в спо­кой­ные вре­мена, и со­вер­шенно фа­таль­ным в той неп­ростой си­ту­ации, в ко­торой ока­залась се­год­ня Рос­сия - в ус­ло­ви­ях гло­баль­но­го пе­ре­ус­трой­ства эко­номи­ки и бес­пре­цеден­тно­го сан­кци­он­но­го дав­ле­ния.

Еще один за­коноп­ро­ект при­нят - обя­зать ор­га­ны влас­ти вес­ти со­ци­аль­ные се­ти, что­бы иметь еще один инс­тру­мент об­ще­ния с на­селе­ни­ем. Что ду­ма­ете об этом но­вов­ве­дении, нас­коль­ко оно не­об­хо­димо, по­лез­но? Гото­вы ли са­ми ор­га­ны влас­ти к та­кому ре­шению?

С од­ной сто­роны, мак­си­маль­ная от­кры­тость и проз­рачность, пос­то­ян­ное вза­имо­дей­ствие с граж­да­нами – клю­чевые ус­ло­вия ра­боты ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. С уче­том то­го, что а­уди­тория соц­се­тей се­год­ня пре­выша­ет а­уди­торию по­дав­ля­юще­го боль­шинс­тва средств мас­со­вой ин­форма­ции, ве­дение стра­ничек в со­ци­аль­ных се­тях – пра­виль­ное ре­шение. Дру­гое де­ло, что для од­них му­ници­пали­тетов эта за­дача яв­ля­ет­ся бо­лее ак­ту­аль­ной, для дру­гих – ме­нее. Да и ре­зуль­тат во мно­гом за­висит от уме­ний мо­дера­тора, ин­форма­ци­он­но­го на­пол­не­ния этой стра­ницы. Соз­дать ак­ка­унт – не проб­ле­ма. Зада­ча в том, что­бы сде­лать его ин­те­рес­ным для поль­зо­вате­лей. Кста­ти, один из важ­ней­ших раз­де­лов ин­форма­ции – это из­да­ва­емые ОМСУ нор­ма­тив­но-пра­вовые ак­ты. Сегод­ня их вступ­ле­ние в си­лу воз­можно толь­ко пос­ле пуб­ли­кации в пе­чат­ных СМИ. Мне ка­жет­ся, это ус­та­рев­ший под­ход. Мас­со­вые пе­чат­ные СМИ сох­ра­нились да­леко не вез­де. Муни­ципа­лите­ты тра­тят день­ги и си­лы, из­да­вая пе­чат­ные ор­га­ны, единс­твен­ная за­дача ко­торых – пуб­ли­ковать НПА. Час­то вы­пус­ка­ют­ся они бук­валь­но в нес­коль­ких эк­зем­пля­рах. Граж­да­нам, для ко­торых де­ла­ют­ся, все эти пуб­ли­кации дос­тупны толь­ко в спе­ци­аль­но от­ве­ден­ных мес­тах. Это не ин­форми­рова­ние, а из­де­ватель­ство! По­это­му в хо­де об­сужде­ния за­кона под­го­тови­ла поп­равки, ко­торые да­вали воз­можность му­ници­пали­тету выб­рать в ка­чес­тве средс­тва пуб­ли­кации ли­бо пе­чат­ные СМИ, ли­бо офи­ци­аль­ный сайт, ли­бо свои стра­ницы в соц­се­тях. К со­жале­нию, Коми­тет по ин­форма­ци­он­ной по­лити­ке их не под­держал. Кста­ти, прак­ти­чес­ки ана­логич­ные пред­ло­жения пос­ту­пили и от Пред­се­дате­ля Коми­тета по ре­ги­ональ­ной по­лити­ке и мес­тно­му са­мо­уп­равле­нию А.Н.Диден­ко, что лиш­ний раз го­ворит об ак­ту­аль­нос­ти проб­ле­мы. Пла­нирую еще раз внес­ти эти пред­ло­жения от­дель­ным за­коноп­ро­ек­том.

Что мо­жете по­желать мо­лодо­му по­коле­нию по­лити­ков, чи­нов­ни­ков? Какой со­вет или со­веты мо­жете им дать? К ка­ким труд­ностям им сто­ит быть го­товы­ми?

Весь мир всту­пил в эпо­ху тур­бу­лен­тнос­ти. Мы еже­год­но стал­ки­ва­ем­ся с но­выми, до­селе не­из­вес­тны­ми вы­зова­ми. На сме­ну пан­де­мии приш­ло бес­пре­цеден­тное сан­кци­он­ное дав­ле­ние, ве­ро­ят­но, впе­реди ждут но­вые ис­пы­тания. Орга­ны мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния пер­вы­ми при­нима­ют на се­бя все ис­пы­тания, свя­зан­ные с кри­зиса­ми: нех­ватку ко­еч­но­го фон­да и про­дук­тов на пол­ках, зак­ры­тие пред­при­ятий и рост без­ра­боти­цы, не­готов­ность к зи­ме и проб­ле­мы дис­танци­он­но­го обу­чения. Для то­го, что­бы сох­ра­нить ста­биль­ность на вве­рен­ных тер­ри­тори­ях, му­ници­паль­ным слу­жащим, вы­бор­ным ли­цам мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния не­об­хо­димо быть мак­си­маль­но гиб­ки­ми, за­час­тую ис­поль­зо­вать нет­ра­дици­он­ные ме­тоды для дос­ти­жения це­лей. Что­бы это ста­ло воз­можным, нуж­но очень мно­гое знать и уметь, ак­тивно ис­поль­зо­вать сов­ре­мен­ные тех­но­логии. При этом тем гра­дона­чаль­ни­кам, ко­торым до­веря­ют граж­да­не, дей­ство­вать про­ще и лег­че. По­этом очень важ­ны­ми во все вре­мена для ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния яв­ля­ют­ся уме­ния слу­шать и слы­шать лю­дей, уметь с ни­ми раз­го­вари­вать, уме­ние соз­да­вать и рас­ши­рять свою ко­ман­ду.



http://okmo.news/new.php?3132