Разворотнева: представителям ОМСУ приходится вести круглосуточную битву за чистоту информационного поля
В рамках юбилейного года 15-летия принятия Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО) публикует интервью с опытными муниципальными деятелями, в которых они делятся своим взглядом на состояние и развитие местного самоуправления в нашей стране.
Светлана Разворотнева – российский общественный и политический деятель. Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, председатель Комитета Конгресса по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Опираясь на многолетний стаж и личный опыт, Светлана Разворотнева оценила перемены, которые происходят в местном самоуправлении России сегодня, и дала напутствия молодым главам муниципальных образований.
Насколько изменился подход к муниципальной власти с течением времени? Глава муниципального образования сейчас и 20-30 лет назад – чем отличаются, а что остается неизменным, на ваш взгляд?
Сегодня органы местного самоуправления де факто - составная часть единой публичной власти. Руководители ОМСУ плотнее взаимодействуют с представителями региональных органов власти, меньше стало конфликтов между субъектовыми и местными властями. (В недалеком прошлом конфликты между регионом и руководством столичного центра были почти правилом). С другой стороны, осталась неизменной основная функция местного самоуправления. Оно отвечает за основы жизнеобеспечения в городах и поселках. Коммунальная, дорожная и транспортная инфраструктура, обеспечение жильем нуждающихся, рынки и торговля, градостроительная политика и многое другое, что составляет суть жизни каждого муниципального образования – все это в большинстве регионов обеспечивают органы местного самоуправления. Но, по-прежнему в большинстве случаев бюджеты ОМСУ явно недостаточны для выполнения всех этих функций.
Одно из веяний нового времени – это переход на цифровые технологии, электронный документооборот, государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Как это повлияло на работу чиновников?
Считаю, что с одной стороны, работа местных властей благодаря цифровизации становится все более прозрачной. Благодаря соцсетям все сложнее «утаить шило в мешке». Это заставляет представителей ОМСУ вести круглосуточную битву за чистоту информационного поля, предъявляет повышенные требования к оперативности реакций на запросы граждан. Конечно нередко цифровизация опережает возможности местных властей. Для осуществления электронного документооборота, заполнения многочисленных информационных систем не хватает первичной информации. Не выверены реестры домов и земельных участков, не всегда оцифрованы сведения о получателях услуг. Далеко не во всех муниципалитетах хватает квалифицированных специалистов, способных оперативно осваивать новые технологии. Еще одна проблема – цифровизация создает иллюзию, что человеческое общение и участие можно заменить электронным. Но люди не всегда готовы к замене живого собеседника чат-ботами. Когда ответы на все вопросы дает робот, это зачастую вызывает протест и непонимание.
В Государственной Думе в настоящее время рассматривается законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Что вы думаете об этом документе? Будет ли он принят и успешно реализован, на ваш взгляд?
Принятие законопроекта во втором чтении несколько раз откладывалось. Это связано с тем, что предложенная версия закона вызвала шквал критики со стороны муниципального сообщества и экспертов. Работа по реформированию сложившейся в стране системы местного самоуправления требует очень внимательной, осторожной, скрупулёзной работы. Разработчики же, на мой взгляд, попытались «разрушить старый мир до основания», чтобы затем построить новую конструкцию, преимущества которой неочевидны. Безусловно, 131 ФЗ требовал изменений. Некоторые существующие полномочия, очевидно, плохо выполняются органами местного самоуправления по причине отсутствия средств, иногда – отсутствия квалифицированных кадров. Но эти проблемы требуют аккуратных, точечных изменений. А не глобального переустройства системы, которое может быть очень болезненным в спокойные времена, и совершенно фатальным в той непростой ситуации, в которой оказалась сегодня Россия - в условиях глобального переустройства экономики и беспрецедентного санкционного давления.
Еще один законопроект принят - обязать органы власти вести социальные сети, чтобы иметь еще один инструмент общения с населением. Что думаете об этом нововведении, насколько оно необходимо, полезно? Готовы ли сами органы власти к такому решению?
С одной стороны, максимальная открытость и прозрачность, постоянное взаимодействие с гражданами – ключевые условия работы органов местного самоуправления. С учетом того, что аудитория соцсетей сегодня превышает аудиторию подавляющего большинства средств массовой информации, ведение страничек в социальных сетях – правильное решение. Другое дело, что для одних муниципалитетов эта задача является более актуальной, для других – менее. Да и результат во многом зависит от умений модератора, информационного наполнения этой страницы. Создать аккаунт – не проблема. Задача в том, чтобы сделать его интересным для пользователей. Кстати, один из важнейших разделов информации – это издаваемые ОМСУ нормативно-правовые акты. Сегодня их вступление в силу возможно только после публикации в печатных СМИ. Мне кажется, это устаревший подход. Массовые печатные СМИ сохранились далеко не везде. Муниципалитеты тратят деньги и силы, издавая печатные органы, единственная задача которых – публиковать НПА. Часто выпускаются они буквально в нескольких экземплярах. Гражданам, для которых делаются, все эти публикации доступны только в специально отведенных местах. Это не информирование, а издевательство! Поэтому в ходе обсуждения закона подготовила поправки, которые давали возможность муниципалитету выбрать в качестве средства публикации либо печатные СМИ, либо официальный сайт, либо свои страницы в соцсетях. К сожалению, Комитет по информационной политике их не поддержал. Кстати, практически аналогичные предложения поступили и от Председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению А.Н.Диденко, что лишний раз говорит об актуальности проблемы. Планирую еще раз внести эти предложения отдельным законопроектом.
Что можете пожелать молодому поколению политиков, чиновников? Какой совет или советы можете им дать? К каким трудностям им стоит быть готовыми?
Весь мир вступил в эпоху турбулентности. Мы ежегодно сталкиваемся с новыми, доселе неизвестными вызовами. На смену пандемии пришло беспрецедентное санкционное давление, вероятно, впереди ждут новые испытания. Органы местного самоуправления первыми принимают на себя все испытания, связанные с кризисами: нехватку коечного фонда и продуктов на полках, закрытие предприятий и рост безработицы, неготовность к зиме и проблемы дистанционного обучения. Для того, чтобы сохранить стабильность на вверенных территориях, муниципальным служащим, выборным лицам местного самоуправления необходимо быть максимально гибкими, зачастую использовать нетрадиционные методы для достижения целей. Чтобы это стало возможным, нужно очень многое знать и уметь, активно использовать современные технологии. При этом тем градоначальникам, которым доверяют граждане, действовать проще и легче. Поэтом очень важными во все времена для органов местного самоуправления являются умения слушать и слышать людей, уметь с ними разговаривать, умение создавать и расширять свою команду.
Светлана Разворотнева – российский общественный и политический деятель. Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, председатель Комитета Конгресса по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Опираясь на многолетний стаж и личный опыт, Светлана Разворотнева оценила перемены, которые происходят в местном самоуправлении России сегодня, и дала напутствия молодым главам муниципальных образований.
Насколько изменился подход к муниципальной власти с течением времени? Глава муниципального образования сейчас и 20-30 лет назад – чем отличаются, а что остается неизменным, на ваш взгляд?
Сегодня органы местного самоуправления де факто - составная часть единой публичной власти. Руководители ОМСУ плотнее взаимодействуют с представителями региональных органов власти, меньше стало конфликтов между субъектовыми и местными властями. (В недалеком прошлом конфликты между регионом и руководством столичного центра были почти правилом). С другой стороны, осталась неизменной основная функция местного самоуправления. Оно отвечает за основы жизнеобеспечения в городах и поселках. Коммунальная, дорожная и транспортная инфраструктура, обеспечение жильем нуждающихся, рынки и торговля, градостроительная политика и многое другое, что составляет суть жизни каждого муниципального образования – все это в большинстве регионов обеспечивают органы местного самоуправления. Но, по-прежнему в большинстве случаев бюджеты ОМСУ явно недостаточны для выполнения всех этих функций.
Одно из веяний нового времени – это переход на цифровые технологии, электронный документооборот, государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Как это повлияло на работу чиновников?
Считаю, что с одной стороны, работа местных властей благодаря цифровизации становится все более прозрачной. Благодаря соцсетям все сложнее «утаить шило в мешке». Это заставляет представителей ОМСУ вести круглосуточную битву за чистоту информационного поля, предъявляет повышенные требования к оперативности реакций на запросы граждан. Конечно нередко цифровизация опережает возможности местных властей. Для осуществления электронного документооборота, заполнения многочисленных информационных систем не хватает первичной информации. Не выверены реестры домов и земельных участков, не всегда оцифрованы сведения о получателях услуг. Далеко не во всех муниципалитетах хватает квалифицированных специалистов, способных оперативно осваивать новые технологии. Еще одна проблема – цифровизация создает иллюзию, что человеческое общение и участие можно заменить электронным. Но люди не всегда готовы к замене живого собеседника чат-ботами. Когда ответы на все вопросы дает робот, это зачастую вызывает протест и непонимание.
В Государственной Думе в настоящее время рассматривается законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Что вы думаете об этом документе? Будет ли он принят и успешно реализован, на ваш взгляд?
Принятие законопроекта во втором чтении несколько раз откладывалось. Это связано с тем, что предложенная версия закона вызвала шквал критики со стороны муниципального сообщества и экспертов. Работа по реформированию сложившейся в стране системы местного самоуправления требует очень внимательной, осторожной, скрупулёзной работы. Разработчики же, на мой взгляд, попытались «разрушить старый мир до основания», чтобы затем построить новую конструкцию, преимущества которой неочевидны. Безусловно, 131 ФЗ требовал изменений. Некоторые существующие полномочия, очевидно, плохо выполняются органами местного самоуправления по причине отсутствия средств, иногда – отсутствия квалифицированных кадров. Но эти проблемы требуют аккуратных, точечных изменений. А не глобального переустройства системы, которое может быть очень болезненным в спокойные времена, и совершенно фатальным в той непростой ситуации, в которой оказалась сегодня Россия - в условиях глобального переустройства экономики и беспрецедентного санкционного давления.
Еще один законопроект принят - обязать органы власти вести социальные сети, чтобы иметь еще один инструмент общения с населением. Что думаете об этом нововведении, насколько оно необходимо, полезно? Готовы ли сами органы власти к такому решению?
С одной стороны, максимальная открытость и прозрачность, постоянное взаимодействие с гражданами – ключевые условия работы органов местного самоуправления. С учетом того, что аудитория соцсетей сегодня превышает аудиторию подавляющего большинства средств массовой информации, ведение страничек в социальных сетях – правильное решение. Другое дело, что для одних муниципалитетов эта задача является более актуальной, для других – менее. Да и результат во многом зависит от умений модератора, информационного наполнения этой страницы. Создать аккаунт – не проблема. Задача в том, чтобы сделать его интересным для пользователей. Кстати, один из важнейших разделов информации – это издаваемые ОМСУ нормативно-правовые акты. Сегодня их вступление в силу возможно только после публикации в печатных СМИ. Мне кажется, это устаревший подход. Массовые печатные СМИ сохранились далеко не везде. Муниципалитеты тратят деньги и силы, издавая печатные органы, единственная задача которых – публиковать НПА. Часто выпускаются они буквально в нескольких экземплярах. Гражданам, для которых делаются, все эти публикации доступны только в специально отведенных местах. Это не информирование, а издевательство! Поэтому в ходе обсуждения закона подготовила поправки, которые давали возможность муниципалитету выбрать в качестве средства публикации либо печатные СМИ, либо официальный сайт, либо свои страницы в соцсетях. К сожалению, Комитет по информационной политике их не поддержал. Кстати, практически аналогичные предложения поступили и от Председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению А.Н.Диденко, что лишний раз говорит об актуальности проблемы. Планирую еще раз внести эти предложения отдельным законопроектом.
Что можете пожелать молодому поколению политиков, чиновников? Какой совет или советы можете им дать? К каким трудностям им стоит быть готовыми?
Весь мир вступил в эпоху турбулентности. Мы ежегодно сталкиваемся с новыми, доселе неизвестными вызовами. На смену пандемии пришло беспрецедентное санкционное давление, вероятно, впереди ждут новые испытания. Органы местного самоуправления первыми принимают на себя все испытания, связанные с кризисами: нехватку коечного фонда и продуктов на полках, закрытие предприятий и рост безработицы, неготовность к зиме и проблемы дистанционного обучения. Для того, чтобы сохранить стабильность на вверенных территориях, муниципальным служащим, выборным лицам местного самоуправления необходимо быть максимально гибкими, зачастую использовать нетрадиционные методы для достижения целей. Чтобы это стало возможным, нужно очень многое знать и уметь, активно использовать современные технологии. При этом тем градоначальникам, которым доверяют граждане, действовать проще и легче. Поэтом очень важными во все времена для органов местного самоуправления являются умения слушать и слышать людей, уметь с ними разговаривать, умение создавать и расширять свою команду.