В Пензенской области активно реализуются федеральные и региональные проекты по профобразованию


Об этом сообщил первый заместитель министра образования Пензенской области Алексей Фомин в ходе брифинга, который состоялся в региональном правительстве.

Одним из ключевых направлений деятельности по данному вопросу является федеральный проект «Профессионалитет», цель которого – преодоление дефицита рабочих кадров и повышение качества профессионального образования за счет реформирования системы СПО и внедрения новых подходов. Соответствующие задачи обозначены нацпроектами «Образование» и «Производительность труда».

«В рамках проекта в 2022 году на базе Пензенского государственного аграрного университета создан образовательно-производственный сельскохозяйственный кластер. На эти цели направлено 230 миллионов рублей. Это средства федерального и регионального бюджета, а также средства работодателей. Курируют деятельность кластера 2 региональных ведомства - министерство образования и министерство сельского хозяйства», – отметил Алексей Фомин.

Сетевыми партнерами проекта стали Пензенский агропромышленный колледж, Мокшанский агротехнологический колледж, Сердобский многопрофильный техникум, а также 9 ведущих сельскохозяйственных предприятий региона, участвующих в формировании и реализации образовательных программ. Это ООО «Управляющая компания «Русмолко», ООО «Черкизово-Свиноводство», ООО «Восход», ООО «Техно-Снаб» и другие.

Подготовка специалистов осуществляется по таким специальностям как «Агрономия», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», «Технология продуктов питания животного происхождения» и «Технология продуктов питания из растительного сырья». В 2022-2023 учебном году от минсельхоза области поступил заказ на подготовку 475 студентов для прохождения практики с трудоустройством на ведущих сельскохозяйственных предприятиях региона.

В 2024 году реализация проекта «Профессионалитет» продолжится. Победителями конкурса на предоставление грантов стали еще две организации среднего профессионального образования Пензенской области.

«Со следующего года в регионе начнут деятельность еще 2 кластера. Образовательный кластер по отрасли «Педагогика» на базе Пензенского социально-педагогического колледжа в сети с Кузнецким многопрофильным колледжем и Каменским техникумом промышленных технологий и предпринимательства. К деятельности кластера привлечены 43 организации-работодателя: детские сады, школы, центры дополнительного образования региона. А также образовательно-производственный кластер «Строительство и дорожное хозяйство». Он будет действовать на базе Пензенского колледжа архитектуры и строительства в сети с Кузнецким многопрофильным колледжем, Пензенским колледжем пищевой промышленности и коммерции и Нижнеломовским многопрофильным техникумом. Из федерального бюджета им направят 60,5 миллионов рублей и 100 миллионов рублей соответственно», – пояснил Алексей Фомин.

В рамках развития образовательно-производственного кластера «Строительство и дорожное хозяйство» заключено соглашение о партнерстве с 15 предприятиями-работодателями: ООО «Автодорога», ООО «Строительная группа «Рисан», ООО Специализированный застройщик «Термодом», ООО «Пензадорстрой», ООО «Дорожно – строительное управление №1» и другими, чью деятельность курирует министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области.

«Выпускниками, подготовленными по программам «Профессионалитета» в отраслях «Педагогика», «Сельское хозяйство», «Строительство и дорожное хозяйство», планируется закрыть потребность региона в специалистах данных направлений», – подчеркнул Алексей Фомин.

В ходе брифинга первый заместитель министра образования области также рассказал о реализации во всех общеобразовательных организациях региона Единой модели профессиональной ориентации – Профориентационного минимума, который стали внедрять с 1 сентября 2023 года.

«Внедрение Профминимума предусматривает организацию урочной и внеурочной деятельности старшеклассников. В текущем учебном году в регионе сформировано 18 психолого-педагогических, 22 медицинских и 60 инженерных классов. В рамках взаимодействия заключены договоры между профильными и предпрофессиональными классами и предприятиями региона, а также с вузами нашего и других регионов», – сообщил Алексей Фомин.

В Профминимум добавлен региональный компонент. Он включает в себя реализацию профориентационного проекта «Профканикулы», который стартовал в 2022 году.

Он предусматривает проведение на базе Пензенского центра опережающей профессиональной подготовки и других организаций (детских оздоровительных и пришкольных лагерей, центров досуга молодежи) в период школьных каникул практикоориентированных профориентационных смен, включающих профориентационные события различных форматов. В их числе - профессиональные пробы, мастер-классы, тренинги, профориентационные квизы, онлайн-квесты, экскурсии.

«Проект способствует решению двух актуальных задач, объединённых одной идеей: обеспечение полезной познавательной занятости детей в дни каникул, помощь в профессиональном самоопределении и выборе школьниками направления для будущего профобучения. Участники проекта – обучающиеся 12-17 лет всех образовательных учреждений города Пенза и Пензенской области, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья», – отметил заместитель главы регионального минобра.

В 2022 году в рамках проекта реализовано несколько пилотных программ на базе 5 площадок. В 2023 году охват целевой аудитории увеличился. Только за период летних каникул профориентационные интенсивы прошли более 1000 школьников.

«Также увеличилось количество программ и площадок проведения. Встречи со школьниками проводят ведущие предприятия региона под эгидой Пензенского регионального отделения Союза машиностроителей России. Такие как завод «Пензтяжпромарматура» и Нижнеломовский электромеханический завод. Опытные наставники от производства проводят для детей мастер-классы и профпробы инженерно-технической направленности, погружающие их в профессиональный контекст, популяризирующие востребованные в регионе специальности», – обозначил актуальность проекта Алексей Фомин.

Также он рассказал о проекте «Билет в будущее», который реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», инициированного Президентом России с целью построения системной модели содействия профессионального самоопределения обучающихся 6 - 11 классов.

«Проект направлен на раскрытие у ребят талантов и формирование осознанного выбора будущей профессии. Он объединяет школьников, педагогов и родителей. Значительное количество активностей проводится посредством Цифровой платформы «Билет в будущее», которая состоит из двух сегментов – общедоступного и школьного. В открытом, общедоступном сегменте все желающие смогут пройти «примерочную профессий». Это игровые тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке. Есть также раздел для родителей, в котором собраны популярные статьи и видеоролики о профессиях и профессионалах. Для закрытого, школьного сегмента, участниками которого могут стать только зарегистрированные на платформе школы и ученики 6-11 классов этих школ, доступны интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий, индивидуальные диагностики и рекомендации», – проинформировал Алексей Фомин.

В проекте уже приняли участие 650 педагогов-новаторов, более 12 тысяч школьников из 104 школ Пензенской области.


https://pnzreg.ru/news/obrazovanie/451392/