Законодатели и эксперты займутся проблемами ЗАТО

Об этом 25 апреля сообщил Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко в ходе круглого стола «Закрытые административно-территориальные образования: проблемы и перспективы» в Государственной Думе. По его словам, праворегулирование ЗАТО с учётом их специфики входит в число приоритетных задач в рамках исполнения Поручения Президента по совершенствованию системы организации местного самоуправления.

После отработки общих принципов организации местного самоуправления (институционализация, упорядочивание полномочий, финансовое обеспечение) Рабочая группа займётся решением проблем отдельных типов муниципальных образований – прежде всего, наукоградов и закрытых административно-территориальных образований:

«На сегодняшний день Федеральный закон «О закрытом административно-территориальном образовании» не учитывает особенности каждого подвида ЗАТО. Они ведь разные. Одни находятся в закрытом режиме жизнедеятельности из-за ведущихся в них научных разработок и исследований. Другие – из-за вредного производства на их территории, связанных с химической промышленностью, утилизацией отходов. Третьи получили свой статус в ходе реформы Министерства обороны: были преобразованы из военных городков и соответственно наследовали весь комплекс проблем, характерных для военных городков, – прежде всего, имущественных и финансовых.

По правде говоря, финансовые проблемы присущи всем ЗАТО. В бюджете, в том числе на текущий год и плановый период 2015-2016, для них предусмотрены достаточно низкие дотации. Когда мы с Комитетом Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления вносили поправки в проект бюджета, увеличивающие объём федеральной поддержки, Минфин их не поддержал из-за якобы относительно высокого уровня финансовой обеспеченности ЗАТО в сравнении с другими муниципальными образованиями России. Но разве можно их сравнивать? ЗАТО потому и относятся к особым муниципалитетам, что в них необходимо поддерживать безопасный режим функционирования. А это дополнительные деньги. Но главное, что потенциальных экономических источников у ЗАТО, кроме бюджетных, нет! Их статус налагает на них ограничения: сюда закрыт доступ инвесторам – не только иностранным, даже российским. ЗАТО не могут участвовать в реализации перспективных региональных проектов. Всё это – требования безопасности. И потом, у нас большинство муниципалитетов недофинансируется. Но если в обычных муниципалитетах это, что говорится, печально и недопустимо, то в ЗАТО – просто-напросто опасно!

Когда мы урегулируем общие принципы организации местного самоуправления в рамках исполнения Поручения Президента – закрепим институциональные основы, скорректируем полномочия, добавим финансовые источники, тогда займёмся узкоспециальными вопросами. Один из приоритетов – совершенствование законодательства о ЗАТО. Важно помнить, что ЗАТО решают ключевые государственные задачи и в ряде вопросов подчиняются напрямую государству, а не муниципальной власти.

Думаю, ориентировочно осенью мы проведём выездной семинар-совещание либо в Пензе, либо в каком-нибудь закрытом административно-территориальном образовании. И там обсудим поправки в Федеральный закон «О закрытом административно-территориальном образовании». К этому времени нужно подготовить эти поправки, сформировать в некий документ. Сегодняшний круглый стол и очередные тематические мероприятия окажут в этом неоценимую пользу!»

Источник: http://www.vsmsinfo.ru/novosti/3678-zakonodateli-i-eksperty-zajmutsya-problemami-zato