Обсуждение законопроекта о местном самоуправлении на региональных площадках продолжается
Два месяца назад в Государственную Думу был внесён разработанный группой депутатов в соавторстве с крупными муниципальными экспертами законопроект, уточняющий некоторые принципы организации местного самоуправления в России, а именно его институциональные основы. С тех пор дискуссии и споры о нём не стихают ни на день, ведь проектируемые новеллы носят системный характер.
Серьёзные изменения коснутся крупных городских округов. Предлагается ряд из них преобразовать в муниципалитеты нового типа – городские округа с внутригородским делением. Единицей такого деления станет внутригородской район, которому также будет присвоен статус муниципального образования. Таким образом, предусмотренное действующим законодательством муниципальное управление на двух уровнях можно будет осуществлять не только в муниципальных районах, но и в городских округах.
Однако у специалистов, представителей широкой общественности и, главным образом, представителей региональной и местной власти возникает ряд резонных вопросов. На основе каких критериев в одних городах будет вводиться двухуровневая управленческая модель, а в других сохраняться единое муниципальное управление? Какими полномочиями будут обладать новые муниципалитеты? Кто будет регулировать порядок формирования органов власти в них? Как будут разведены функции мэра и сити-менеджера?
Разрешить эти вопросы сами авторы законопроекта предложили коллегиально: они обратились к руководителям всех субъектов Российской Федерации и к местным главам с призывом подключиться к процессу доработки законопроекта ко второму чтению.
И на этот призыв многие откликнулись! На площадке органов власти в течение последних двух месяцев регулярно проходят тематические заседания, круглые столы, слушания.
7 мая в Законодательном Собрании Новосибирской области состоялись депутатские слушания, посвящённые обсуждению данного законопроекта. В них приняли участие Председатель Законодательного собрания Иван Мороз и его заместитель Владимир Карпов, председатель Комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Юрий Шпаков, руководитель Новосибирского регионального отделения ВСМС О.Г. Мануйлов, члены регионального совета Новосибирского регионального отделения ВСМС В.К. Теряев, И.М. Вепрева, Г.Г. Ефремов, А.Н. Рукас, Председатель Регионального совета ВСМС А.А. Карасёв.
Дискуссия была оживлённой. Часть принципиальных моментов, уже закреплённых в законопроекте, была единогласно поддержана: в частности, необходимость размежевания управленческих функций главы исполнительного и председателя представительного органов. Также не подлежит сомнению и сам факт необходимости изменений в Федеральный закон №131-ФЗ, что подчеркнул в своём выступлении Иван Мороз.
Однако новосибирские парламентарии не согласились с тем, чтобы во всех муниципалитетах новых типов избирать глав из состава представительного органа. Исходя из опыта работы органов местного самоуправления Новосибирской области, они предложили оставить вопрос выборности глав из числа депутатов или на прямых выборах на усмотрение регионального руководства.
Большинство выступавших отметили, что никакое совершенствование институциональных основ не позволит развивать местное самоуправление без достойного финансового обеспечения муниципальной деятельности. Однако это, как неоднократно упоминали авторы законодательной инициативы, в том числе Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко, станет третьим этапом процесса модернизации системы местного самоуправления: после институционализации и корректировки перечней местных полномочий.
Не менее интересное и продуктивное обсуждение законопроекта состоялось в Республике Северная Осетия – Алания. Североосетинское региональное отделение ВСМС совместно с Комитетом по законодательству, законности и местному самоуправлению регионального Законодательного Собрания организовало парламентский «круглый стол», в котором приняли участие главы районных представительств и сельских поселений, представители Конституционного суда и Контрольно-счётной палаты Республики, заинтересованная общественность.
Одним из наиболее ярких было выступление главы администрации муниципального собрания Пригородного района, члена регионального совета Всероссийского Совета местного самоуправления Руслана Есиева. Говоря о непрекращающемся на протяжении последних лет поиске путей совершенствования системы местного самоуправления, он подчеркнул, что «впервые за многие годы реформу местного самоуправления доверили муниципальному сообществу». «Такого ещё ни разу не было в российской истории. Нам дали эту возможность, и нужно максимально эффективно ею воспользоваться», – сказал он.
Затем глава района отметил несколько принципиальных моментов будущего закона и дал им оценку. Много споров, по его словам, вызывает выборная система, а самым важным направлением законопроекта является уточнение полномочий органов местного самоуправления. «В сельских поселениях отсутствует материальная, финансовая и кадровая база. Поселения перегружены полномочиями по обеспечению жизнедеятельности населения. К сожалению, на сегодняшний день они не могут исполнять их. Поэтому на практике муниципальные районы вынуждены осуществлять не межпоселенческие функции, а функции, лежащие сейчас на поселениях, с которыми поселения не справляются. Поэтому разработчики законопроекта предлагают оставить за сельскими поселениями только вопросы благоустройства, досуга, культуры, массового спорта и работу с молодежью», – резюмировал Руслан Есиев.
Когда же докладчик перешёл к введению двухуровневой модели муниципального управления в крупных городах, возникла бурная полемика. Сторонники данной новеллы апеллируют к успешному советскому опыту. Фактически городской округ с внутригородскими районами – это почти такое же разделение местной власти, которое существовало в бывшем СССР. Распределение функций и полномочий между городом и его районами достаточно хорошо себя зарекомендовало. Такой подход поддерживает Председатель парламента Северной Осетии Алексей Мачнев: «Сейчас создана неэффективная система, и я могу это доказать аргументировано. Раньше каждый район вёл специальные хозяйства, каждый район имел свою технику. А сейчас, чтобы домоуправлению решить вопрос, нужно идти в администрацию муниципального собрания. До обеда он туда не попадёт, после обеда он три или пять часов простоит в очереди, а в конечном итоге, ему скажут, что у них нет уборочной машины и так далее».
Участники дискуссии во Владикавказе, как и их новосибирские коллеги, сетовали на то, что в законопроекте не нашло отражения финансово-экономическое решение многих вопросов. В то же время они с пониманием отнеслись к выбранной последовательности совершенствования системы организации местного самоуправления: в частности к решению вопросов, касающихся полномочий, ранее вопросов финансового блока. Председатель Конституционного суда РСО-Алания Александр Цалиев положительно оценил дифференцированный подход к полномочиям различных типов муниципальных образований. О значении разницы в социально-экономическом развитии различных муниципалитетов говорил заместитель председателя Собрания представителей г. Владикавказ Антон Петров. Примечательно, что три парламентские фракции были едины во мнении о необходимости пересмотра фискального законодательства в отношении муниципальных бюджетов.
По итогам круглого стола к настоящему времени подготовлены рекомендации.
Следует отметить, что данные мероприятия входят в длинную череду аналогичных, проводимых сейчас во всех субъектах Российской Федерации. Такое внимание к вопросам развития местного самоуправления, убеждены муниципалы, обязательно даст свои результаты в виде принятия грамотного, сбалансированного законопроекта, учитывающего российское территориальное многообразие, который в ходе практической реализации покажет свою эффективность.
Источник: http://www.vsmsinfo.ru/novosti/3683-obsuzhdenie-zakonoproekta-o-mestnom-samoupravlenii-na-regionalnykh-ploshchadkakh-prodolzhaetsya