В Законодательном Собрании обсудили вопросы государственной миграционной политики
Заседание «круглого стола» на тему: «Государственное регулирование и механизмы контроля миграции. Социальные последствия международной миграции для Пензенской области» состоялось по инициативе депутатов Законодательного Собрания в среду, 4 июня.
В обсуждении актуальных проблем, связанных с реализацией миграционной политики, приняли участие:
Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Валерий Лидин, временно исполняющий обязанности Вице-губернатора Пензенской области Владимир Мальцев, вице-спикер регионального парламента Александр Еремкин, депутаты Яна Куприна, Георгий Камнев, начальник Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области Михаил Салмин, главы муниципалитетов, представители областных министерств и ведомств, культурно-национальных автономий, общественных организаций, средств массовой информации.
В ходе заседания «круглого стола» были рассмотрены вопросы:
- миграционная обстановка и механизмы контроля миграции на территории Пензенской области. Противодействие незаконной миграции, профилактика и пресечение правонарушений в сфере миграции;
- трудовая миграция, содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Обращаясь к участникам заседания «Круглого стола» первый заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Валерий Лидин отметил:
- Хотелось бы услышать ваши мнения и предложения по наиболее значимым вопросам. Наша инициатива в том и заключается, чтобы вы смогли высказать свои точки зрения и услышать друг друга.
В ходе обсуждения вопросов участники «круглого стола» отметили, что реализация государственной миграционной политики — это комплексная задача, решение которой требует скоординированной, систематической и целенаправленной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, национальных объединений, диаспор и гражданского общества в целом.
Были затронуты темы выделения квот на труд мигрантов и выдачи патентов лицам иностранных государств, пребывающим на работу в Российскую Федерацию.
Кроме того, участники дискуссии обсудили проблему незнания мигрантами русского языка, взаимоотношений с местным населением, адаптации приезжающих к условиям жизни на новых для них территориях.
Особый разговор состоялся на тему беженцев с украинской территории. Была озвучена информация о том, что и до Пензы докатилась волна беженцев из Славянска и Краматорска - люди звонят, просят принять их на территории нашего региона. Около 600 жителей Донбаса уже в Пензе. Участники заседания определили методы коллегиального содействия в решении проблем переселенцев с юго-востока Украины.
Миграционная политика на территории Пензенской области осуществляется в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В последние годы миграционная обстановка на территории Пензенской области характеризуется устойчивой тенденцией роста числа прибывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. По состоянию на 31 декабря 2013 года численность прибывших в регион и поставленных на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с 2010 годом возросла на 50,5% и составляет 40 088 человек.
Наиболее значимое влияние на структуру миграционных потоков в Пензенской области оказывают мигранты из государств с безвизовым режимом въезда (удельный вес 80-85%), из которых, в свою очередь, преобладают выходцы из государств среднеазиатского региона. Большое влияние на численность миграционных потоков из государств с визовым режимом въезда с 2011 года оказывают граждане Китайской Народной Республики.
Проводится систематическая работа по предупреждению (профилактике) конфликтов на межнациональной почве с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе в сфере трудовой миграции, по обеспечению межнационального согласия, устранению предпосылок возникновения конфликтов между мигрантами и коренным населением, с иностранными студентами высших учебных заведений, представителями организаций и предприятий, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, руководителями региональных общественных организаций (национально-культурных автономий), представляющих интересы иностранных граждан.
Анализ влияния внешней трудовой миграции на региональный рынок труда свидетельствует, что квота для привлечения иностранной рабочей силы, ее квалификации и страны проживания в целом соответствует потребностям региона. Объем реализации квоты в сфере трудовой миграции составил 48,8%.
Текущий период 2014 года характеризуется сокращением количества оформленных разрешений на работу и ростом числа выданных патентов на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц.
В последнее время в сфере миграционной политики достигнуты определенные положительные результаты: систематически увеличивается число вставших на миграционный учет иностранных граждан; возрастает количество легально трудоустроенных иностранных граждан; созданы законодательные предпосылки для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов в целях модернизации российской экономики.
При этом, современная ситуация в области миграционных процессов характеризуется тем, что большая часть приезжающих в Пензенскую область мигрантов слабо осведомлена либо абсолютно незнакома с федеральным и региональным законодательством, что влечет их низкую правовую грамотность и, как следствие, ухудшение криминогенной ситуации в регионе.
Признавая необходимость осуществления дальнейших целенаправленных, скоординированных действий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных институтов по реализации государственной миграционной политики, участники заседания «круглого стола»
РЕКОМЕНДОВАЛИ:
Законодательному Собранию Пензенской области:
1. Поддержать, рассматриваемые в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:
- № 487829-6 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (об ограничении въезда в Российскую Федерацию);
- № 454671-6 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в целях установления дифференцированных периодов запрета на въезд в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые допустили различные по продолжительности просрочки выезда из Российской Федерации во время своего предыдущего пребывания на ее территории);
-.№ 454696-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (для разрешения трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, только в случае указания ими в миграционной карте работы как цели их въезда в Российскую Федерацию);
- № 224614-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (в части отнесения национально-культурной автономии к социально ориентированной некоммерческой организации и наделения правом осуществлять деятельность по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов);
- № 503794-6 «О внесении изменения в статью 13-2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в целях упрощения процедуры привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий);
- № 481417-6 «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (об обязательном представлении документа об образовании или квалификации для получения иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на работу, требующую специальной подготовки);
- № 509632-6 «О внесении изменений в статьи 13 и 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (об обязанности приглашающей стороны по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности).
2. Осуществлять контроль за эффективностью реализации подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы» государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 08 октября 2013 года № 752-пП.
3. Поддержать законодательные инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленные на совершенствование миграционного законодательства.
4. Проработать вопрос о необходимости разработки и внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам временной регистрации соотечественников без ограничения по площади жилья и упрощенной процедуры регистрации бесхозяйного жилья.
Правительству Пензенской области:
1. Совершенствовать систему мониторинга межнациональных отношений и мер предупреждения возможных конфликтов, с привлечением к данной работе представителей научного и экспертного сообщества.
2. Проработать вопрос создания центра содействия интеграции и адаптации иностранных граждан на территории Пензенской области, включающего возможность бесплатного обучения мигрантов русскому языку и обеспечения их информационной и правовой поддержкой, а также создания центра для временного размещения трудовых мигрантов и участников подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы».
3. Усилить работу, направленную на адаптацию мигрантов и их интеграцию в российское общество, взаимодействие с диаспорами, национальными объединениями и землячествами иностранных граждан.
4. Обеспечить необходимое финансирование подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы» государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 08 октября 2013 года № 752-пП.
5. Содействовать установлению и укреплению связей между национально-культурными автономиями, находящимися на территории Пензенской области.
6. Развивать гуманитарные и образовательно-общественные связи с национальными и межэтническими группами в Пензенской области в целях улучшения процесса социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в регионе.
Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области:
1. Активизировать работу по привлечению высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности.
2 Осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда и реальных потребностей в рабочей силе, условий и охраны труда мигрантов.
3 Разработать критерии социально допустимого соотношения национальных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы с целью недопущения напряженности на региональном рынке рабочей силы и межэтнических конфликтов.
4 В рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников способствовать заключению работодателями трудовых договоров с привлекаемыми иностранными работниками.
5 Оптимизировать формы взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам формирования банка жилья и регистрации участников подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы».
Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области:
1. Совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за осуществлением трудовой деятельности, пребыванием и проживанием иностранных граждан в Пензенской области.
2. Усилить деятельность по противодействию незаконной миграции, профилактике и пресечению иных видов правонарушений, как среди мигрантов, так и в их отношении.
3. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на осуществление контроля за целями въезда иностранных граждан в Пензенскую область.
4. Проводить мероприятия по информационной и правовой поддержке (консультированию) пребывающих на территории Пензенской области мигрантов.
Органам местного самоуправления:
1. Развивать формы взаимодействия с национальными и межнациональными общественными объединениями в целях реализации государственной национальной политики на территории Пензенской области.
2. Принимать активное участие в работе по определению и резервированию жилых помещений для размещения участников подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы», и содействовать им в жилищном обустройстве, регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
3. Продолжить работу по предупреждению (профилактике) конфликтов на межнациональной почве с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
4. Создавать условия для реализации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию мигрантов.
Национально-культурным автономиям:
1. Развивать формы взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере миграционной политики, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
2. Способствовать достижению в регионе межнациональной стабильности и предупреждения конфликтов на национальной почве.
В обсуждении актуальных проблем, связанных с реализацией миграционной политики, приняли участие:
Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Валерий Лидин, временно исполняющий обязанности Вице-губернатора Пензенской области Владимир Мальцев, вице-спикер регионального парламента Александр Еремкин, депутаты Яна Куприна, Георгий Камнев, начальник Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области Михаил Салмин, главы муниципалитетов, представители областных министерств и ведомств, культурно-национальных автономий, общественных организаций, средств массовой информации.
В ходе заседания «круглого стола» были рассмотрены вопросы:
- миграционная обстановка и механизмы контроля миграции на территории Пензенской области. Противодействие незаконной миграции, профилактика и пресечение правонарушений в сфере миграции;
- трудовая миграция, содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Обращаясь к участникам заседания «Круглого стола» первый заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Валерий Лидин отметил:
- Хотелось бы услышать ваши мнения и предложения по наиболее значимым вопросам. Наша инициатива в том и заключается, чтобы вы смогли высказать свои точки зрения и услышать друг друга.
В ходе обсуждения вопросов участники «круглого стола» отметили, что реализация государственной миграционной политики — это комплексная задача, решение которой требует скоординированной, систематической и целенаправленной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, национальных объединений, диаспор и гражданского общества в целом.
Были затронуты темы выделения квот на труд мигрантов и выдачи патентов лицам иностранных государств, пребывающим на работу в Российскую Федерацию.
Кроме того, участники дискуссии обсудили проблему незнания мигрантами русского языка, взаимоотношений с местным населением, адаптации приезжающих к условиям жизни на новых для них территориях.
Особый разговор состоялся на тему беженцев с украинской территории. Была озвучена информация о том, что и до Пензы докатилась волна беженцев из Славянска и Краматорска - люди звонят, просят принять их на территории нашего региона. Около 600 жителей Донбаса уже в Пензе. Участники заседания определили методы коллегиального содействия в решении проблем переселенцев с юго-востока Украины.
Миграционная политика на территории Пензенской области осуществляется в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В последние годы миграционная обстановка на территории Пензенской области характеризуется устойчивой тенденцией роста числа прибывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. По состоянию на 31 декабря 2013 года численность прибывших в регион и поставленных на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с 2010 годом возросла на 50,5% и составляет 40 088 человек.
Наиболее значимое влияние на структуру миграционных потоков в Пензенской области оказывают мигранты из государств с безвизовым режимом въезда (удельный вес 80-85%), из которых, в свою очередь, преобладают выходцы из государств среднеазиатского региона. Большое влияние на численность миграционных потоков из государств с визовым режимом въезда с 2011 года оказывают граждане Китайской Народной Республики.
Проводится систематическая работа по предупреждению (профилактике) конфликтов на межнациональной почве с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе в сфере трудовой миграции, по обеспечению межнационального согласия, устранению предпосылок возникновения конфликтов между мигрантами и коренным населением, с иностранными студентами высших учебных заведений, представителями организаций и предприятий, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, руководителями региональных общественных организаций (национально-культурных автономий), представляющих интересы иностранных граждан.
Анализ влияния внешней трудовой миграции на региональный рынок труда свидетельствует, что квота для привлечения иностранной рабочей силы, ее квалификации и страны проживания в целом соответствует потребностям региона. Объем реализации квоты в сфере трудовой миграции составил 48,8%.
Текущий период 2014 года характеризуется сокращением количества оформленных разрешений на работу и ростом числа выданных патентов на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц.
В последнее время в сфере миграционной политики достигнуты определенные положительные результаты: систематически увеличивается число вставших на миграционный учет иностранных граждан; возрастает количество легально трудоустроенных иностранных граждан; созданы законодательные предпосылки для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов в целях модернизации российской экономики.
При этом, современная ситуация в области миграционных процессов характеризуется тем, что большая часть приезжающих в Пензенскую область мигрантов слабо осведомлена либо абсолютно незнакома с федеральным и региональным законодательством, что влечет их низкую правовую грамотность и, как следствие, ухудшение криминогенной ситуации в регионе.
Признавая необходимость осуществления дальнейших целенаправленных, скоординированных действий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных институтов по реализации государственной миграционной политики, участники заседания «круглого стола»
РЕКОМЕНДОВАЛИ:
Законодательному Собранию Пензенской области:
1. Поддержать, рассматриваемые в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:
- № 487829-6 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (об ограничении въезда в Российскую Федерацию);
- № 454671-6 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в целях установления дифференцированных периодов запрета на въезд в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые допустили различные по продолжительности просрочки выезда из Российской Федерации во время своего предыдущего пребывания на ее территории);
-.№ 454696-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (для разрешения трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, только в случае указания ими в миграционной карте работы как цели их въезда в Российскую Федерацию);
- № 224614-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (в части отнесения национально-культурной автономии к социально ориентированной некоммерческой организации и наделения правом осуществлять деятельность по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов);
- № 503794-6 «О внесении изменения в статью 13-2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в целях упрощения процедуры привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий);
- № 481417-6 «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (об обязательном представлении документа об образовании или квалификации для получения иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на работу, требующую специальной подготовки);
- № 509632-6 «О внесении изменений в статьи 13 и 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (об обязанности приглашающей стороны по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности).
2. Осуществлять контроль за эффективностью реализации подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы» государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 08 октября 2013 года № 752-пП.
3. Поддержать законодательные инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленные на совершенствование миграционного законодательства.
4. Проработать вопрос о необходимости разработки и внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам временной регистрации соотечественников без ограничения по площади жилья и упрощенной процедуры регистрации бесхозяйного жилья.
Правительству Пензенской области:
1. Совершенствовать систему мониторинга межнациональных отношений и мер предупреждения возможных конфликтов, с привлечением к данной работе представителей научного и экспертного сообщества.
2. Проработать вопрос создания центра содействия интеграции и адаптации иностранных граждан на территории Пензенской области, включающего возможность бесплатного обучения мигрантов русскому языку и обеспечения их информационной и правовой поддержкой, а также создания центра для временного размещения трудовых мигрантов и участников подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы».
3. Усилить работу, направленную на адаптацию мигрантов и их интеграцию в российское общество, взаимодействие с диаспорами, национальными объединениями и землячествами иностранных граждан.
4. Обеспечить необходимое финансирование подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы» государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 08 октября 2013 года № 752-пП.
5. Содействовать установлению и укреплению связей между национально-культурными автономиями, находящимися на территории Пензенской области.
6. Развивать гуманитарные и образовательно-общественные связи с национальными и межэтническими группами в Пензенской области в целях улучшения процесса социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в регионе.
Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области:
1. Активизировать работу по привлечению высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности.
2 Осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда и реальных потребностей в рабочей силе, условий и охраны труда мигрантов.
3 Разработать критерии социально допустимого соотношения национальных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы с целью недопущения напряженности на региональном рынке рабочей силы и межэтнических конфликтов.
4 В рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников способствовать заключению работодателями трудовых договоров с привлекаемыми иностранными работниками.
5 Оптимизировать формы взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам формирования банка жилья и регистрации участников подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы».
Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области:
1. Совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за осуществлением трудовой деятельности, пребыванием и проживанием иностранных граждан в Пензенской области.
2. Усилить деятельность по противодействию незаконной миграции, профилактике и пресечению иных видов правонарушений, как среди мигрантов, так и в их отношении.
3. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на осуществление контроля за целями въезда иностранных граждан в Пензенскую область.
4. Проводить мероприятия по информационной и правовой поддержке (консультированию) пребывающих на территории Пензенской области мигрантов.
Органам местного самоуправления:
1. Развивать формы взаимодействия с национальными и межнациональными общественными объединениями в целях реализации государственной национальной политики на территории Пензенской области.
2. Принимать активное участие в работе по определению и резервированию жилых помещений для размещения участников подпрограммы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2020 годы», и содействовать им в жилищном обустройстве, регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
3. Продолжить работу по предупреждению (профилактике) конфликтов на межнациональной почве с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
4. Создавать условия для реализации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию мигрантов.
Национально-культурным автономиям:
1. Развивать формы взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере миграционной политики, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
2. Способствовать достижению в регионе межнациональной стабильности и предупреждения конфликтов на национальной почве.
3. Развивать систему мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к российской культуре и традициям.
Источник: http://www.zspo.ru/pressroom/news/18923/