На IV Петербургском Международном Юридическом Форуме обсудили вопросы противодействия коррупции
Директор ФССП России Артур Парфенчиков рассказал, что Национальный план по противодействию коррупции в целом реализуется довольно успешно. В качестве примера он привел следующую статистику.
Если в 2008 году только один чиновник сообщил о том, что ему предложили взятку, то в 2013 году таких сообщений было уже 539. Растет и число исполненных производств по делам о взяточничестве. Так, с 2011 по 2013 годы в работе судебных приставов находилось более 560 производств по делам, связанным с нарушением антикоррупционного законодательства, на общую сумму более 2 млрд руб. На сегодняшний день исполнено каждое шестое производство (более 15%), и в основном речь идет о незначительном ущербе. Взыскание значительного ущерба обычно затруднено – как правило, юридическое лицо старается вывести свои активы к моменту возбуждения исполнительного производства.
В ответ на провокационный вопрос о возможности "передачи по наследству" невыплаченной должником суммы штрафа за взяточничество Парфенчиков ответил: "Это вопрос сугубо личной ответственности". Правда, он посчитал вполне допустимым направление активов умершего осужденного на погашение его долга. Кроме того, Парфенчиков отметил, что можно говорить о возложении на наследников должника гражданско-правовой обязанности по возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением и измеряемого конкретной суммой. "А что касается уголовного наказания, то можно дойти до того, чтобы – может быть, моя шутка покажется достаточно экстравагантной – попросить наследников отсидеть за обвиняемого", – иронизировал глава ФСПП России.
Заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов обратил внимание на то, что 25% всех коррупционных дел касаются взяток, размер которых не превышает 1 тыс. руб. "Из-за 1 тыс. руб. государство включает весь этот механизм судопроизводства – расследование, судебное разбирательство и так далее", – посетовал эксперт. Он предложил ввести для различных категорий дел разные формы судопроизводства – в том числе и упрощенные.
Кроме того, Михайлов отметил, что и наказание за взяточничество должно стать более дифференцированным. В 2011 году, напомнил он, размеры взяток и ответственность за коррупционные преступления были дифференцированы. Сейчас ст. 290 УК РФ закрепляет четыре группы взяток: в сумме менее 25 тыс. руб., более 25 тыс. руб. (значительный размер), более 150 тыс. руб. (крупный размер) и более 1 млн руб. (особо крупный размер). В зависимости от суммы взятки разнится и уголовная ответственность. По мнению Михайлова, задача ближайшего будущего заключается в том, чтобы еще больше усилить эту дифференциацию и ввести новые диапазоны размера взятки – к примеру, до 10 тыс. руб. с расследованием такого относительно мелкого взяточничества в форме дознания, а не следствия.
Заместитель Председателя Следственного комитета РФ Александр Федоров предложил ввести за коррупционные правонарушения уголовную ответственность юридических лиц. Он отметил: "Подкуп в бизнесе осуществляется, в первую очередь, в интересах конкретных юридических лиц, от их имени и за счет их средств. Образно говоря, коррупцию можно подразделить на бытовую и экономическую. И одним из эффективных инструментов противодействия экономической коррупции в бизнесе является именно уголовная ответственность юридических лиц". Федоров подчеркнул, что такая ответственность введена уже более чем в 50 странах мира с рыночной экономикой, в том числе на постсоветском пространстве (Азербайджан, Латвия, Литва, Эстония, Украина). Чиновник рассказал также, что эта идея пользуется популярностью среди самих представителей бизнеса, осознающих вред для экономики, наносимый коррупцией.
Первые шаги к введению уголовной ответственности уже сделаны – в частности, с начала 2009 года КоАП РФ предусматривает административную ответственность юрлиц за коррупционные правонарушения (ст. 19.28 КоАП РФ). В 2011 году по этой статье были привлечены к ответственности 27 юридических лиц, а в 2012 году – уже 60 организаций на общую сумму 69 млн руб. Самый простой вариант введения уголовной ответственности организаций за взяточничество заключается, по мнению Федорова, заключается в использовании уже известного и хорошо зарекомендовавшего себя института иных мер уголовного характера.
Директор Центра противодействия ВШГУ РАНХиГС Алексей Конов обратил внимание на то, что сейчас бизнес не всегда понимает, что от него требуется и как следует применять антикоррупционное законодательство, которое активно развивается в последние годы. Эксперт поделился своим прогнозом: "Сейчас государство активно стало обращать внимание на противодействие коррупции в бизнесе, чего не было до сих пор. Мы стоим на пороге глобальных и, в общем-то, одномоментных изменений. И если будут реализованы все меры по стимулированию организаций к введению антикоррупционных мер, встанет серьезная задача: как объяснить бизнес-сообществу, что государство от него хочет и каковы новые правила игры".
Поэтому, по мнению Конова, важным направлением антикоррупционной политики должно стать обучение предпринимателей работе с новыми нормами, причем именно в практическом ключе. Кроме того, по его словам, внимание следует уделить и подготовке преподавателей, специализирующихся в сфере антикоррупционного права.
Источник: ИА "ГАРАНТ"
ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/548763/#ixzz35BWgjlFi
Если в 2008 году только один чиновник сообщил о том, что ему предложили взятку, то в 2013 году таких сообщений было уже 539. Растет и число исполненных производств по делам о взяточничестве. Так, с 2011 по 2013 годы в работе судебных приставов находилось более 560 производств по делам, связанным с нарушением антикоррупционного законодательства, на общую сумму более 2 млрд руб. На сегодняшний день исполнено каждое шестое производство (более 15%), и в основном речь идет о незначительном ущербе. Взыскание значительного ущерба обычно затруднено – как правило, юридическое лицо старается вывести свои активы к моменту возбуждения исполнительного производства.
В ответ на провокационный вопрос о возможности "передачи по наследству" невыплаченной должником суммы штрафа за взяточничество Парфенчиков ответил: "Это вопрос сугубо личной ответственности". Правда, он посчитал вполне допустимым направление активов умершего осужденного на погашение его долга. Кроме того, Парфенчиков отметил, что можно говорить о возложении на наследников должника гражданско-правовой обязанности по возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением и измеряемого конкретной суммой. "А что касается уголовного наказания, то можно дойти до того, чтобы – может быть, моя шутка покажется достаточно экстравагантной – попросить наследников отсидеть за обвиняемого", – иронизировал глава ФСПП России.
Заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов обратил внимание на то, что 25% всех коррупционных дел касаются взяток, размер которых не превышает 1 тыс. руб. "Из-за 1 тыс. руб. государство включает весь этот механизм судопроизводства – расследование, судебное разбирательство и так далее", – посетовал эксперт. Он предложил ввести для различных категорий дел разные формы судопроизводства – в том числе и упрощенные.
Кроме того, Михайлов отметил, что и наказание за взяточничество должно стать более дифференцированным. В 2011 году, напомнил он, размеры взяток и ответственность за коррупционные преступления были дифференцированы. Сейчас ст. 290 УК РФ закрепляет четыре группы взяток: в сумме менее 25 тыс. руб., более 25 тыс. руб. (значительный размер), более 150 тыс. руб. (крупный размер) и более 1 млн руб. (особо крупный размер). В зависимости от суммы взятки разнится и уголовная ответственность. По мнению Михайлова, задача ближайшего будущего заключается в том, чтобы еще больше усилить эту дифференциацию и ввести новые диапазоны размера взятки – к примеру, до 10 тыс. руб. с расследованием такого относительно мелкого взяточничества в форме дознания, а не следствия.
Заместитель Председателя Следственного комитета РФ Александр Федоров предложил ввести за коррупционные правонарушения уголовную ответственность юридических лиц. Он отметил: "Подкуп в бизнесе осуществляется, в первую очередь, в интересах конкретных юридических лиц, от их имени и за счет их средств. Образно говоря, коррупцию можно подразделить на бытовую и экономическую. И одним из эффективных инструментов противодействия экономической коррупции в бизнесе является именно уголовная ответственность юридических лиц". Федоров подчеркнул, что такая ответственность введена уже более чем в 50 странах мира с рыночной экономикой, в том числе на постсоветском пространстве (Азербайджан, Латвия, Литва, Эстония, Украина). Чиновник рассказал также, что эта идея пользуется популярностью среди самих представителей бизнеса, осознающих вред для экономики, наносимый коррупцией.
Первые шаги к введению уголовной ответственности уже сделаны – в частности, с начала 2009 года КоАП РФ предусматривает административную ответственность юрлиц за коррупционные правонарушения (ст. 19.28 КоАП РФ). В 2011 году по этой статье были привлечены к ответственности 27 юридических лиц, а в 2012 году – уже 60 организаций на общую сумму 69 млн руб. Самый простой вариант введения уголовной ответственности организаций за взяточничество заключается, по мнению Федорова, заключается в использовании уже известного и хорошо зарекомендовавшего себя института иных мер уголовного характера.
Директор Центра противодействия ВШГУ РАНХиГС Алексей Конов обратил внимание на то, что сейчас бизнес не всегда понимает, что от него требуется и как следует применять антикоррупционное законодательство, которое активно развивается в последние годы. Эксперт поделился своим прогнозом: "Сейчас государство активно стало обращать внимание на противодействие коррупции в бизнесе, чего не было до сих пор. Мы стоим на пороге глобальных и, в общем-то, одномоментных изменений. И если будут реализованы все меры по стимулированию организаций к введению антикоррупционных мер, встанет серьезная задача: как объяснить бизнес-сообществу, что государство от него хочет и каковы новые правила игры".
Поэтому, по мнению Конова, важным направлением антикоррупционной политики должно стать обучение предпринимателей работе с новыми нормами, причем именно в практическом ключе. Кроме того, по его словам, внимание следует уделить и подготовке преподавателей, специализирующихся в сфере антикоррупционного права.
Источник: ИА "ГАРАНТ"
ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/548763/#ixzz35BWgjlFi