Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел предложения ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
В связи с просьбой Президиума ОКМО, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел предложения ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области» по внесению изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЭ) и сообщает следующее.
Указанная Ассоциация предлагает внести изменения в Федеральный закон № 131-Ф3, предусматривающие установление требования о необходимости обязательного предварительного согласования с органами местного самоуправления законов о наделении их отдельными государственными полномочиями.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В развитии указанных норм Конституции Российской Федерации аналогичные положения определены и конкретизированы в статьях 19-21Федерального закона № 131-ФЗ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
В то же время нормы Конституции Российской Федерации не предусматривают обязательного требования о необходимости предварительного согласования с органами местного самоуправления принятия законов о наделении их отдельными государственными полномочиями.
Однако, нормы части 6 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ, предусматривают, что необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.
Согласно статьям 8, 66 Федерального закона №131-Ф3 в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. При этом в соответствии с указанными нормами Федерального закона №131-Ф3полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ.
В связи с этим в целях реализации положений части 6 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления указанным законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено условие о необходимости проведения консультаций с советом муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам наделения органов местного самоуправления этого субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.