Расходы на госпрограммы в России могут снизить до 10% в связи с сокращением доходов бюджета на 2015 год
Правительство РФ внесло в нижнюю палату парламента законопроект1, предусматривающий серьезное сокращение расходов федерального бюджета на 2015 год и плановый период.Как указывается в пояснительной записке к документу, необходимость урезать расходы вызвана резким снижением доходов федерального бюджета в связи с падением стоимости нефти марки Urals до 50$ за баррель вместо 100$, предусмотренной изначально в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее – закон о бюджете). А также ростом курса доллара по отношению к рублю.
По данным кабмина, в 2015 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с заложенных при формировании закона 15,1 трлн руб. до 12,5 трлн руб. В общей сложности дефицит бюджета может составить 2,7 трлн руб., или 3,7% ВВП вместо запланированных 0,6% ВВП.
Предполагается, что ввиду снижения нефтегазовых доходов на 2 трлн руб. покрываться дефицит будет в основном за счет Резервного фонда. Государственный долг России при этом может вырасти с 9,6 трлн до 11,4 трлн руб., отмечается в документе.
В этой связи Правительство РФ предлагает сократить расходы на большинство отраслевых госпрограмм.
Так, расходы на здравоохранение могут быть снижены почти на 25% в сравнении с расходами, предусмотренными ранее в законе о бюджете. В частности, за счет отмены индексации зарплат медикам на 5,5%, запланированной на октябрь 2015 года, и приостановки капитального строительства новых медицинских объектов.
Расходы на программу "Развитие образования" могут сократиться почти на 4% от запланированных. При этом предполагается частично увеличить бюджет в этой сфере за счет перераспределения средств из других отраслей. К примеру, часть денег из программы по социально-экономическому развитию Республики Крым и г. Севастополя будет направлена на капитальный ремонт детского лагеря "Артек" (изначально это собирались сделать за счет средств на образование).
Сокращение расходов на социальную поддержку населения в размере почти 3% может коснуться средств на предоставление материнского капитала (32,2 млрд руб.) и дополнительных выплат для многодетных семей (9 млрд руб.). По уточненным сведениям эти ассигнования бюджета могут не понадобиться в запланированном объеме ввиду снижения рождаемости в стране.
Государство также собирается снизить на 13 млрд руб. субвенции регионам для оплаты услуг ЖКХ "льготникам" и сократить объем помощи в погашении процентов по кредитам предприятиям, работающим в сфере социального обслуживания.
Кроме того, в среднем на 10% предлагается сократить расходы на госпрограммы "Содействие занятости населения" и "Развитие культуры и туризма".
При этом на 11,4% запланировано повышение расходов на развитие пенсионной системы – пенсии таким образом будут повышены, как и предполагалось, на уровень инфляции.
Примечательно, что при сокращении общего объема расходов по всем отраслям заложенные в бюджете расходы на национальную оборону России в 2015 году выросли на 20,5% по сравнению с 2014 годом. На военные цели в текущем году планируется потратить практически пятую часть расходов бюджета – около 3,1 трлн руб.
Предполагается, что поправки в закон о бюджете будут рассмотрены депутатами Госдумы 27 марта.