Госдума приняла в третьем чтении четвертый антимонопольный пакет
Вчера депутаты на очередном пленарном заседании Госдумы приняли в третьем чтении закон1, направленный на развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики.Напомним, документ предусматривает существенное сокращение административных барьеров для бизнеса, снижение участия государства в экономике и повышение ответственности должностных лиц органов власти за антиконкурентные действия. Так, планируется включить в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" новую главу, устанавливающую запреты на недобросовестную конкуренцию:
- путем дискредитации (распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации);
- путем введения в заблуждение (в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, его количества, места производства, условий, на которых товар предлагается к продаже и т. п.);
- путем некорректного сравнения (речь идет о некорректном сравнении хозяйствующего субъекта или его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом или его товаром);
- связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
- связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту);
- связанную с созданием смешения (путем совершения хозяйствующим субъектом действий или бездействия, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории России);
- связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Также законом запрещаются иные формы недобросовестной конкуренции. Согласно документу, не допускается и заключение соглашений между организаторами торгов или заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Кроме того, закреплена возможность установления Правительством РФ правил недискриминационного доступа к товарам, производимым или реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии. Конкретизировано содержание таких правил. Также планируется образовать в составе ФАС России коллегиальный орган, призванный давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства и рассматривать жалобы на решения территориальных антимонопольных органов.
Также предполагается дополнить перечень действий, осуществляемых с предварительного согласия антимонопольного органа, действиями по заключению между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории России, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 млрд руб.
Одновременно законом установлена административная ответственность за нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.