Общественная палата РФ раскритиковала законопроект, который предлагает перейти от деления земель на категории к территориальному зонированию
Вчера в Общественной палате РФ прошло обсуждение законопроекта1 об исключении деления земель на категории (сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т. д.) и сохранении только территориального зонирования земель – деления территории на зоны при градостроительном планировании (например, жилые, общественно-деловые, производственные зоны и т. п.). Принять такую меру предлагается после того, как будет полностью завершено проводимое сегодня территориальное зонирование. По мнению разработчиков законопроекта, в настоящее время в целом уже есть достаточная база для перехода к определению правового режима земельных участков на основании документов территориального зонирования. При этом для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки должен быть разработан градостроительный регламент. Владельцы земельных участков смогут использовать их в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Правительство РФ, которое является разработчиком законопроекта, поясняет, что сегодня для изменения разрешенного использования земельного участка в большинстве случаев необходимо принятие соответствующими органами власти двух решений: об изменении категории земельного участка и собственно об изменении его разрешенного использования. Принимают эти решения разные органы, причем по различным основаниям и в различном порядке. Предполагается, что отмена деления земель на категории упростит жизнь правообладателям земельных участков.С такой позицией согласны не все эксперты. "Считаю, что, допустив принятие проекта закона в существующем формате, мы потеряем земли сельскохозяйственного назначения. Сегодня около 80% земель не оформлены. Поэтому, прежде чем проводить зонирование, необходимо найти всех хозяев неучтенных земель", – выразила свою точку зрения председатель Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ Евгения Уваркина. Она пояснила, что сегодня для каждой категории земель установлен специальный правовой режим. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ). Оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения также имеет ряд особенностей и собственное правовое регулирование. Например, иностранцы могут обладать ими только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). "Если убрать деление земель на категории и оставить только территориальное зонирование, регулирование сельскохозяйственных и иных земель станет одинаковым. Мы считаем это неправильным, так как земли сельскохозяйственного назначения нуждаются в особой защите", – заключил заместитель начальника Управления сельского хозяйства Липецкой области Евгений Боровских.
Евгения Уваркина уверена: чтобы не потерять земли сельскохозяйственного назначения, необходимо до вступления соответствующего закона в силу в обязательном порядке определить границы каждого такого участка и разработать для них сельскохозяйственные регламенты – это будет являться гарантией учета данных земель во время проведения территориального зонирования. Особенно важно, по мнению эксперта, сделать это на территориях тех населенных пунктов, сельских поселений или муниципальных районов, которые в ходе разработки градостроительных документов территориального планирования уже включили или планируют включить в свои границы земли сельскохозяйственного назначения, причем независимо от принадлежности этих земель к той или иной форме собственности.
Кроме того, исполнительный директор Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий Василий Звягинцев подчеркнул необходимость проведения инвентаризации и выделения особо ценных сельскохозяйственных земель. Он, однако, отметил, что данные мероприятия потребуют значительных затрат – по предварительным оценкам, только инвентаризация сельхозугодий в стране обойдется более чем в 50 млрд руб. В настоящее время, добавил Звягинцев, у регионов финансовой возможности на ее проведение нет.
В Общественной палате РФ уверены, что законопроект необходимо дополнить положениями, ограничивающими возможность изменения границ и площади особо ценных сельскохозяйственных земель, а также возможность получения спекулятивного дохода собственниками сельскохозяйственных земель при изменении вида их использования (например, можно "заработать" при изменении вида разрешенного использования земли с сельскохозяйственного производства на строительство жилья и последующей продаже такого участка). Для этого предлагается установить запрет на изменение границ и площади особо ценных сельскохозяйственных земель. В качестве исключений можно предусмотреть случаи, когда такое изменение связано с размещением объектов для обеспечения обороны и безопасности страны, а также исполнением международных обязательств. Планируется также предусмотреть использование механизма уплаты владельцам сельхозугодий компенсационных выплат – например, на финансирование культуртехнических мероприятий по вводу неиспользуемых сельскохозяйственных земель в хозяйственный оборот.
Член рабочей группы Минсельхоза России Андрей Гуськов выступил за создание специализированной государственной земельной структуры. В ее состав он предложил включить членов федеральных государственных научно-исследовательских и проектных институтов в сфере землеустроительного и мелиоративного проектирования сельскохозяйственных земель. По задумке эксперта, данная организация будет осуществлять организационную, консультационную и кадровую поддержку субъектов федерации при реализации ими положений принятого на основе законопроекта закона. При этом предполагается, что данная организация будет находиться в ведении Минсельхоза России.
По предложению Общественной палаты РФ большинство субъектов федерации представили свои отзывы на рассматриваемый законопроект. Интересно, что из 75 регионов, давших оценку инициативе, только шесть согласились с его принятием в текущей редакции, 62 субъекта федерации высказались за необходимость внести в законопроект те или иные поправки, а семь регионов выступили против принятия законопроекта в принципе.
Напомним, 9 декабря прошлого года Госдума приняла законопроект в первом чтении, ко второму чтению документ пока не назначен.