Дмитрий Азаров: "Негосударственные организации становятся надежными партнерами органов власти в решении социальных вопросов"
18 декабря в Совете Федерации состоялось заседание Совета по местному самоуправлению на тему «Создание механизма передачи социально ориентированным некоммерческим организациям части функций местного самоуправления: проблемы и перспективы».
В дискуссии, которую провела заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, участвовал Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Председатель ВСМС Дмитрий Азаров и другие представители ВСМС: Экспертного Совета, комиссии по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, молодежной комиссии, Палаты ТОС, региональных отделений республик Коми, Саха (Якутия), Красноярского и Пермского краев, Кировской, Челябинской и Ярославской областей. Раскрывая тему заседания, докладчики ссылались на опыт участников всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик.
Как подчеркнула в начале заседания Галина Карелова, тема для дискуссии определена Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года, где органам власти поручается создавать условия и развивать возможности для социально полезной деятельности НКО, устанавливать специальные льготы и преференции для тех НКО, которые предоставляют общественно-полезные услуги. Кроме того Президент предложил направлять социально-ориентированных НКО, реализующим отдельные общественно-значимые функции органов власти, до 10% средств социальных муниципальных и региональных программ.
Галина Николаевна отметила, что в отдельных муниципалитетах России накоплен опыт исполнения некоммерческим сектором социально-значимых функций. Вице-спикер Совета Федерации привела в пример работу «Лиги женщин Якутска» по оказанию помощи женщинам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (проект «Тэрчи»), ТОСа «Заозерье» Мезенского района Архангельской области, построившего дом-интернат для престарелых и инвалидов, Чрезвычайного жилого фонда из г.Уфы. Все указанные проекты участвуют во всероссийском Конкурсе лучших муниципальных практик. Также докладчица вкратце рассказала об эффективном взаимодействии органов местного самоуправления с НКО в Приморском и Пермском краях. «Мы знаем множество примеров участия социально ориентированных НКО в преобразовании социальной сферы, но примеров их участия в самоуправлении мало. Хотя сама логика жизни говорит о том, что именно социально ориентированные НКО могут серьезно влиять на повышение эффективности работы органов самоуправления, взаимодействуя с ними и выполняя функцию общественного контроля», - отметила Галина Карелова. Однако для реализации поставленной задачи требуются новые подходы и совершенствование законодательных механизмов.
Дмитрий Азаров, в свою очередь отметил возрастающую роль социально-ориентированных НКО и ТОСов в решении социальных вопросов: «Как показывает опыт регионов, привлечение социально ориентированных НКО приводит не только к улучшению качества услуг, но и к повышению эффективности использования бюджетных средств». По мнению Председателя ВСМС, нужно подробно изучить практику реализации действующего законодательства в этой части, в т.ч. и Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, определить основные нормативно-правовые проблемы, сдерживающие решение задачи, поставленной Президентом России, и найти пути их устранения. К указанным проблемам, как отмечали затем докладчики из муниципалитетов, относится нечеткость формулировок норм и механизмов поддержки социально-ориентированных НКО, что в ряде случаев приводит к санкциям со стороны контрольно-надзорных органов.
Предлагается предусмотреть правовую возможность наделения ТОСов, являющихся юридическими лицами и зарекомендовавшими себя в качестве надежных партнеров органов власти, статусом «Исполнитель общественно полезных услуг». При этом следует параллельно разработать механизмы учета и контроля за деятельностью НКО, осуществляющих социальную работу с использованием бюджетных средств. Дмитрий Игоревич также обратил внимание на то, что поддержка социально-ориентированных НКО не должна препятствовать работе по совершенствованию системы муниципальных учреждений социальной направленности: некоммерческий и бюджетный секторы должны дополнять друг друга и сообща работать на благо граждан.
Как указал заместитель Министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин, НКО должны получать средства не за свое существование, а за выполнение конкретных функций и в рамках договорных отношений. Логично вовлекать в решение поставленной задачи ТОСы, однако многие из них не имеют юридического лица. В этой связи нужно принять правовое решение: или ТОСы будут отнесены законом к категории социально-ориентированных НКО, или же выделены в отдельную категорию, для которой допускается деятельность без образования юридического лица на основании регистрации только лишь в органе местного самоуправления.
Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк рассказала о работе НКО в сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования, подчеркнув, что законодательством установлены равные права для некоммерческих организаций и бюджетных учреждений к бюджетным ресурсам. Подготовлен законопроект об обеспечении социально-ориентированных НКО, работающих в сфере образования, доступом к использованию государственного и муниципального имущества.
Главный научный сотрудник Института государства и права РАН Алексей Автономов обратил внимание на то, что в формах поддержки надо различать грантовую поддержку инновационных проектов общественности и оплату работ НКО и ТОС по реализации переданных на договорной основе функций органов власти. Результат выполнения переданных функций должен быть четко определен, и это определение следует включить в систему контроля за выполнением общественниками публичных функций.
Следующие докладчики представили опыт работы социально-ориентированных НКО и ТОС и механизмы их поддержки в регионах и муниципалитетах. Выступили министр социального развития Пермского края Татьяна Абдулина, председатель Челябинского Регионального отделения ВСМС, президент Союза Российских городов, председатель Челябинского городской Думы Станислав Мошаров, заместитель Председателя Центрального Совета ВСМС по Сибирскому федеральному округу, председатель Красноярского Регионального отделения ВСМС Алексей Менщиков, глава исполнительного комитета Пензенского регионального отделения «Народный фронт «За Россию» Анна Кузнецова, исполнительный директор Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти», первый заместитель председателя Якутской городской Думы, председатель совета «Лиги женщин Якутска», член Якутского регионального отделения ВСМС Марина Силкина, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников.
В завершение дискуссии ее участники приняли за основу проект итогового решения заседания Совета, где обозначены основные проблемы и сформированы рекомендации к обеим палатам Федерального Собрания и Правительству Российской Федерации, органам власти субъектов Российской Федерации, муниципальным образованиям. Всероссийскому совету местного самоуправления рекомендовано принять участие в сборе и распространении передового опыта в данном направлении.
Источник: http://www.vsmsinfo.ru/press-tsentr/novosti/4549-dmitrij-azarov-negosudarstvennye-organizatsii-stanovyatsya-nadezhnymi-partnerami-organov-vlasti-v-reshenii-sotsialnykh-voprosov