Счетная палата РФ предлагает ограничить количество электронных площадок для регламентированных закупок

Аудиторы подвели итоги мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в 2015 году. С одной стороны, Счетная палата РФ зафиксировала ряд положительных изменений в области осуществления закупок. Так, по словам аудитора Счетной палаты РФ Максима Рохмистрова, отмечается рост эффективности процедур закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). В 2015 году среднее количество заявок участников закупок приблизилось к трем на один лот, а экономия бюджетных средств по результатам проведения процедур закупок составила в среднем 7,6% (она рассчитывалась как разница между начальной ценой контракта и ценой, которую предложил победитель закупки).

С другой стороны, существенно возросло количество нарушений, допущенных при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ. В 2015 году было выявлено около 500 нарушений на общую сумму более 125 млрд руб., тогда как в 2014 году – 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд руб.

Еще одна тенденция, которой остались недовольны в Счетной палате РФ, – это увеличение объема закупок у единственного поставщика. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика в целом по стране за 2015 год увеличилась с 16,1% до 18,7%.

При осуществлении закупок по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" доля закупок у единственного поставщика еще больше: 40%. Аудиторы подчеркивают, что при этом совокупный объем регламентированных закупок составляет 23,1 трлн руб., что почти в четыре раза превышает объем государственных закупок.

В качестве негативной тенденции Счетная палата расценивает и отсутствие ограничений количества и порядка деятельности операторов электронных площадок. Общее количество операторов электронных площадок в течение 2015 года увеличилось более чем на 20%, и в настоящее время закупки в рамках Закона № 223-ФЗ обслуживают более 150 операторов. Для сравнения, в целях применения Закона № 44-ФЗ таких площадок пять. Аудиторы намерены обратиться в палаты Федерального Собрания с просьбой урегулировать требования к операторам электронных площадок, работающим в сфере регламентированных закупок.

Наконец, еще одна проблема уже неоднократно озвучивалась представителями Счетной палаты РФ, – это фактически неограниченное количество способов определения поставщиков, которые дает госкорпорациям и госкомпаниям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. По подсчетам аудиторов, проанализировавших работу 10 крупных корпоративных заказчиков, последние применяют 27 различных способов закупки (от шести до 13 способов каждым).

В зоне риска и практика, при которой единственный поставщик передает работы по госзаказу субподрядчикам. К примеру, в 2015 году один из поставщиков, который определен единственным исполнителем осуществляемых Роснедрами закупок, получил заказы на общую сумму 14,3 млрд. руб., из них 98% были переданы на исполнение субподрядчикам. Плата последним за выполнение субподрядных работ составила 12,1 млрд руб. Таким образом, более 2 млрд руб. бюджетных средств остались в распоряжении единственного поставщика. По данным Счетной палаты РФ, такие случаи не единичны. Предложения по исправлению ситуации аудиторы пообещали направить в Госдуму и Совет Федерации.


ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/706674/#ixzz44ZVkLMPV