Процедуру изъятия неиспользуемых земельных участков, возможно, будут применять к невостребованным земельным долям
Предлагается применять порядок изъятия неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения к невостребованным земельным долям. Авторство этой законодательной инициативы1 принадлежит Калининградской областной Думе.В настоящее время процедура изъятия такой земли уже прописана. Так, земля сельскохозяйственного назначения изымается у ее собственника, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у него права собственности на участок он не использует ее по назначению или использует с нарушениями (п. 3-4 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее – закон об обороте сельскохозяйственных земель). Но указанный порядок распространяется исключительно на участки с вынесенными на местности границами, а земельные доли не имеют таких границ. В связи с этим надзорные органы на практике не могут проверить, как используется та или иная земельная доля, а в случае нарушений – изъять ее.
Кроме того, может претерпеть изменения порядок признания земельных долей невостребованными. По действующему законодательству невостребованной признается доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Исключение составляют доли, право собственности на которые прошло государственную регистрацию (Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Разработчики законопроекта полагают, что доля должна признаваться невостребованной независимо от того, зарегистрировано ли право на нее или нет, – поэтому указанное исключение предлагается признать утратившим силу.
Кроме того, Калининградская областная Дума считает необходимым применять понятие "невостребованная земельная доля" и к тем долям, владельцами которых являются организации. Тогда как сегодня данный термин используется только в отношении долей, находящихся в собственности у граждан (ст. 12.1 закона об обороте сельскохозяйственных земель).
Общий порядок признания земельных долей невостребованными останется в случае принятия поправок практически неизменным. Напомним, инициировать эту процедуру могут муниципальные власти. Они составляют список долей, которые могут быть признаны невостребованными, и опубликовывают его в СМИ. Затем этот список должны рассмотреть владельцы остальных земельных долей в праве общей долевой собственности на участок и утвердить его на общем собрании. После этого доли признаются невостребованными и могут быть обращены в муниципальную собственность.
Эти правила предполагается сохранить, но могут измениться некоторые сроки. Так, если сегодня муниципалитет обязан опубликовать список долей, которые могут быть признаны невостребованными, не позднее чем за три месяца до созыва общего собрания собственников (п. 4 ст. 12.1 закона об обороте сельскохозяйственных земель), то в случае одобрения инициативы этот срок может сократиться до месяца.
Аналогичные поправки предлагается внести в части предельного срока, который отведен участникам долевой собственности на определение судьбы невостребованных долей. В настоящее время если общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка долей не приняло решение по нему, орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно. Поправками планируется уменьшить этот срок в два раза.
"Предлагаемый законопроект направлен на ускорение процесса вовлечения в хозяйственный оборот длительное время неиспользуемых сельскохозяйственных земель", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.