Качество и комфорт в приоритете
Заседание Общественно-делового совета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда» прошло 10 ноября 2016 года в Государственной Думе. Главной темой стало рассмотрение двух проектов паспортов приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Собравшимся, среди которых представители органов власти, общественных организаций, предстояло не только выслушать представителей Минстроя – главного разработчика документов, вынесенных на обсуждение, но и высказать свои замечания и предложения.
Сегодня запрос на качественную городскую среду значительно вырос. Несмотря на положительные изменения в этой сфере, вопросов остается много. К концу следующего года должны быть утверждены основные документы по обозначенным направлениям, а в бюджете появится новая строка – расходы на реализацию мероприятий, которые должны сделать российские города благоустроенным и поднять качество услуг ЖКХ на более высокий уровень. Пока, по словам заместителя председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Павла Качкаева, на эти цели заложены относительно небольшие суммы – 5 млрд. руб. ежегодно, но одним из условий реализации должно стать привлечение инвестиций в отрасль.
В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» к 2020 году, по информации, представленной заместителем директора департамента ЖКХ Минстроя РФ Екатериной Тётушкиной, планируется реализовать 400 проектов по благоустройству. При этом субъектам необходимо будет сформировать свои проекты, которые должны не только предполагать софинасирование из регионального бюджета, но и пройти общественное обсуждение, а после чего утверждены и представлены на конкурс. По мнению Минстроя, это даст возможность стимулировать органы государственной власти на местах разрабатывать и реализовывать проекты в сфере благоустройства. Отдельно отмечено, что в проекте программы заложено такое направление, как обучение. Причем, по словам Екатерины Тётушкиной, речь идет о подготовке специалистов на всех этапах: от проектирования работ по созданию комфортной городской среды до их реализации.
Члены Общественно-делового совета высказали ряд существенных замечаний. В частности, было отмечено, что нельзя сводить понятие «создание комфортной городской среды» исключительно к понятию «благоустройство», в противном случае вся работа сведется к единичным фактам установки лавочек и высадки деревьев, что, хотя и улучшает городскую среду, но не изменяет ситуацию кардинально. Кроме того, сужение понятия приведет к тому, что единственными проектами станут именно проекты по благоустройству, а более сложные и затратные, но не менее актуальные вопросы создания доступной среды для разных групп населения останутся невостребованными. Также участники обсуждения указали на необходимость учитывать особенности работы в условиях того же ФЗ-44, регулирующего процесс проведения закупок, и уточнения ряда терминов, которые грешат излишней размытостью и «лирикой». Было предложено рассмотреть вопрос первоначальной реализации пилотных проектов в ряде регионов, что позволит накопить и обобщить опыт, учесть недочеты и скорректировать показатели прежде чем приступать к распространению практики в масштабах всей страны.
В представленном паспорте проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» главная цель обозначена как: «Повышение качества жилищно-коммунальных услуг со снижением к 2020 году аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30 процентов и повышением уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг до 85 процентов». Создание и внедрение системы оценки качества жилищно-коммунальных услуг и формирование индекса будет проводиться по таким параметрам, как: сокращение количества аварий на объектах ЖКХ, объем привлеченных инвестиций в рамках концессионных соглашений и количество последних, удовлетворенность населения качеством управления многоквартирными домами и информированность жителей об изменениях в сфере, а также уровень информатизации отрасли ЖКХ и количество исполненных в срок предписаний, выданных управляющим многоквартирными домами. Борьба за инвестиции и повышение прозрачности – таковы пути решения важнейшей задачи улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.
Участники обсуждения и здесь отметили необходимость уточнения целых рядов параметров, но в целом поддержали предложенный проект, отметив, однако, необходимость его доработки.
«Жилищно-коммунальное хозяйство – это та сфера, с которой сталкивается каждый из нас, каждый день и даже каждую минуту: мы пользуемся водой, теплом, электричеством и газом, ходим и ездим по улицам наших населенных пунктов. Поэтому внимание к теме, которая в прямом смысле слова, постоянно находится на глазах, не ослабевает никогда. И претензий к ней, что скрывать, более чем достаточно. Конечно, мы все хотим, чтобы наши города были комфортными, удобными для проживания и красивыми, а коммунальные услуги подавались в дома в полном объеме и вовремя. Сегодня Минстроем предложены стратегические документы, в которых заложен ряд показателей, которые позволят выстраивать работу в этом направлении. Важность их очевидна, при этом, несомненно, они требуют доработки – ряд объективных замечаний, высказанных в ходе заседания Общественно-делового совета, тому доказательство. Но я уверен, что мы не должны просто отказываться от разработки подобных проектов, даже если они вызывают справедливую критику. Надо работать над их совершенствованием, доведением «до ума». Сегодня руководство страны выделяет вопросы развития городской среды, жилищно-коммунального хозяйства в число приоритетов развития государства - проект «ЖКХ и городская среда» разработан по поручению президиума Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. И наша задача сделать так, чтобы эти документы получились работающими, эффективным, а их реализация улучшила жизнь каждого жителя нашей большой страны», - таково мнение первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, Президента Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктора Кидяева.