Состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
На заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 4 апреля 2018 года рассмотрено 7 законопроектов, по 2 Комитет является ответственным, из них 1 подготовлен к рассмотрению в первом чтении, 1 – предварительная рассылка, по 5 законопроектам Комитет является соисполнителем.
В качестве основного Комитет рекомендовал к принятию в первом чтении проект федерального закона № 351526-7 «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения формы акционерных обществ в соответствии с действующим гражданским законодательством), внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы П.Р.Качкаевым.
Нормами законопроекта предлагается внести изменение, предусматривающее замену понятия «закрытые акционерные общества» на понятие «непубличные акционерные общества». Комитет также полагает необходимым рассмотреть возможность внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в целях предоставления органам местного самоуправления права создавать новую организационно-правовую форму акционерных обществ в виде межмуниципальных предприятий и учреждений в целях межмуниципального сотрудничества с возможностью изъятия, при необходимости, переданного им муниципального имущества обратно в муниципальную собственность.
В качестве соисполнителя Комитетом рассмотрены следующие проекты федеральных законов:
1) Не нашел поддержки проект федерального закона № 282954-7 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в статью 26.3 Федерального закона «О политических партиях», внесенный депутатом Государственной Думы С.В.Ивановым. Законопроект предусматривает отмену прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и переход на избрание главы субъекта представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации из кандидатов, предложенных Президентом Российской Федерации.
В настоящее время федеральным законом предусмотрено два способа замещения должности главы субъекта Российской Федерации и окончательный выбор из них остается за субъектом Российской Федерации: устав (конституция) субъекта Российской Федерации закрепляет один конкретный механизм замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Такое вариативное правовое регулирование представляется оптимальным, поскольку позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно принимать решение о способе замещения должности главы региона.
2) Не поддержан проект федерального закона № 366243-7 «О внесении изменений в статью 222 части первой и статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (о расширении перечня муниципальных образований, которым предоставлены полномочия по сносу самовольных построек и наследованию выморочного имущества), внесенный Самарской Губернской Думой. Законопроект направлен на закрепления права по принятию решения о сносе самовольной постройки в установленных законодательством случаях, а также полномочий, касающиеся наследования выморочного имущества за городскими округами с внутригородским делением, а также внутригородскими районами в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.
Комитет отмечает, что согласно действующего законодательства принятие решений о сносе самовольной постройки в установленных законодательством случаях, а также вопросы, касающиеся наследования выморочного имущества не входят в перечень вопросов местного значения городского округа, в связи с чем не могут быть переданы законом субъекта Российской Федерации от органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением органам местного самоуправления внутригородского района. В связи с чем, в случае принятия указанного законопроекта возникнет несогласованность между нормами Федерального закона № 131-ФЗ и ГК РФ.
3) Поддержан проект федерального закона № 390319-7 «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), внесенный членами Совета Федерации Г.Н.Кареловой, И.М.Умахановым, Л.Н.Глебовой; депутатом Государственной Думы В.А.Никоновым. Нормами законопроекта предлагается внести изменение, расширяющее перечень организаций и учреждений (заказчиков), наделенных правом осуществления закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, путем включения в него государственных и муниципальных научных организаций.
Таким образом, согласно проектируемым нормам, государственные и муниципальные научные организации смогут проводить закупки на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
4) Не поддержан проект федерального закона № 315397-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части установления ежемесячной денежной компенсации медицинским, фармацевтическим и иным работникам, работающим и проживающим в сельской местности), внесенный депутатами Государственной Думы С.М.Катасоновым, Е.В.Строковой. Комитет отмечает, что выплата компенсации расходов медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, на оплату жилых помещений и коммунальных услуг является одной из дополнительных мер социальной поддержки таких работников. Соответственно, установление данной меры относится к собственной компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Данное полномочие реализуется с учетом уровня бюджетной обеспеченности соответствующего публично-правового образования.
Предлагаемые законопроектом изменения противоречат концепции действующего правового регулирования данных отношений, основанной на принципе самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установлении дополнительных мер социальной поддержки тем или иным категориям граждан.
5) Поддержан проект федерального закона № 380066-7 «О внесении изменений в статьи 24 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в целях повышения информированности населения при принятии документов территориального планирования и градостроительного зонирования), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области. В представленном законопроекте предлагается закрепить обязанность уполномоченных органов местного самоуправления поселения и городского округа по оповещению населения на официальных сайтах в сети «Интернет» и в официальных печатных средствах массовой информации о возможности ознакомления с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования (в частности, с генеральными планами и правилами землепользования и застройки) и материалами по их обоснованию в виде карт, а также изменениями в указанные документы в срок, не превышающий десяти дней со дня внесения соответствующих изменений в указанные документы муниципальных образований. Кроме того, проектируемыми нормами предлагается установить обязанность органов местного самоуправления по ознакомлению заявителей с документами территориального планирования в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
Источник: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15898232/